В Санкт-Петербурге признали экстремистской литературу американского миссионера Уильяма Бранхама. В России ее распространением занимается благотворительная общественная организация «Вечерний свет». Суд согласился с доводами прокуратуры и усмотрел в трудах писателя признаки нейролингвистического программирования, выражающиеся в формировании образа врага в лице католической (к которой автор относит и православную) и протестантской церквей. Специалисты отмечали, что рассуждать о пропаганде превосходства одной религии над другой в категориях экстремизма нельзя, поскольку к этому сводится суть большинства вероучений.
Городской суд Санкт-Петербурга отменил решение Пушкинского райсуда и признал труды Уильяма Бранхама экстремистскими. Соответствующий иск был подан прокуратурой Санкт-Петербурга еще в ноябре 2017 года. Ведомство просило признать экстремистскими книги христианского миссионера из США, жившего в первой половине прошлого века и объявившего себя пророком Илией. В России его труды распространяла благотворительная общественная организация «Вечерний свет».
Изначально в иске прокуратура ссылалась на заключение экспертов Санкт-Петербургского государственного университета.
Специалисты усмотрели в книгах приемы нейролингвистического программирования, возвышение своего учения над учениями других церквей и создание «образа врага» в лице католической (к которой автор относит и православную) и протестантской церквей.
Эксперты посчитали, что это оскорбляет чувства «соответствующих групп священнослужителей и верующих» и внушает «идеи неполноценности человека по его религиозной принадлежности».
Среди запрещенных произведений «Изложение семи периодов церкви», «Путь истинного пророка Божьего», «Приглашая Иисуса на сцену», «Изреченное слово» (за исключением цитат из Библии) — всего около 20 книг и брошюр писателя. Также прокуратура просила конфисковать нереализованную часть тиража печатной продукции и оповестить о таком решении Минюст России.
В конце 2018 года Пушкинский райсуд отказал в требованиях в полном объеме. Религиоведа Александр Панченко, работавшего в СПбГУ и участвовавшего в составлении второй независимой экспертизы, противоречившей выводам Центра экспертиз СПбГУ, из университета уволили. Прокуратура подала апелляционное представление на решение Пушкинского райсуда, и спустя полтора года горсуд полностью изменил его постановление.
Старший юрист «Команды 29» Максим Оленичев, представляющий «Вечерний свет» в суде, заявил “Ъ”, что решение суда будет обжаловано в Третьем кассационном суде.
«Независимые заключения специалистов, имеющих огромный опыт проведения экспертиз, подтверждают, что признаков экстремизма в проповедях Уильяма Бранхама нет. Он действительно критиковал католическую церковь, как любая другая церковь критикует другую, например православная — католическую, но не унижал и не оскорблял самих верующих этих церквей. То есть его критика направлена исключительно на социальные институции, организации, а не на людей»,— отмечает Максим Оленичев.
По его словам, экспертиза, осуществленная университетом Герцена, «была проведена без использования общенаучной методики, а специалисты, которые были привлечены к ее проведению, на наш взгляд, не обладают достаточной компетенцией, не являясь экспертами в области лингвистики, психологии, социологии и религиоведения применительно к оценке текстов на наличие в них признаков экстремизма». Юрист добавил, что, если организация «Вечерний свет» будет распространять эти книги, ее могут признать экстремистской и ликвидировать.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин объясняет, что выпады, которые нашли в произведениях Уильяма Бранхама, должны восприниматься в рамках общего контекста его учения и в контексте религиозной практики, характерной для последователей писателя. «Межрелигиозная борьба, как и провозглашение собственного господства над другими течениями,— совершенно естественная вещь для всех религий. С точки зрения здравого смысла и последовательного правового применения антиэкстремистского законодательства надо обращать внимание на реальную опасность того или иного течения. За последователями Бранхама не было замечено агрессивных силовых акций, насильственных действий по отношению к служителям других конфессий»,— говорит Роман Лункин.
Решение суда эксперт называет обычной практикой российского антиэкстремистского законодательства, в рамках которого любая фраза может быть расценена как проявление экстремизма.
«Такую же проблему правоприменения мы видим в случае с признанием экстремистской организацией "Свидетелей Иеговы" (запрещена в РФ.— “Ъ”). Это будет происходить до тех пор, пока в законе о противоэкстремистской деятельности будет сказано, что экстремизмом является в том числе пропаганда превосходства одной религии над другой»,— заключает господин Лункин.
Экстремистская литература в «Вечернем свете» ⇐ Разное
Обо всём на свете
1590138011
Гость
В Санкт-Петербурге признали экстремистской литературу американского миссионера Уильяма Бранхама. В России ее распространением занимается благотворительная общественная организация «Вечерний свет». Суд согласился с доводами прокуратуры и усмотрел в трудах писателя признаки нейролингвистического программирования, выражающиеся в формировании образа врага в лице католической (к которой автор относит и православную) и протестантской церквей. Специалисты отмечали, что рассуждать о пропаганде превосходства одной религии над другой в категориях экстремизма нельзя, поскольку к этому сводится суть большинства вероучений.
Городской суд Санкт-Петербурга отменил решение Пушкинского райсуда и признал труды Уильяма Бранхама экстремистскими. Соответствующий иск был подан прокуратурой Санкт-Петербурга еще в ноябре 2017 года. Ведомство просило признать экстремистскими книги христианского миссионера из США, жившего в первой половине прошлого века и объявившего себя пророком Илией. В России его труды распространяла благотворительная общественная организация «Вечерний свет».
Изначально в иске прокуратура ссылалась на заключение экспертов Санкт-Петербургского государственного университета.
Специалисты усмотрели в книгах приемы нейролингвистического программирования, возвышение своего учения над учениями других церквей и создание «образа врага» в лице католической (к которой автор относит и православную) и протестантской церквей.
Эксперты посчитали, что это оскорбляет чувства «соответствующих групп священнослужителей и верующих» и внушает «идеи неполноценности человека по его религиозной принадлежности».
Среди запрещенных произведений «Изложение семи периодов церкви», «Путь истинного пророка Божьего», «Приглашая Иисуса на сцену», «Изреченное слово» (за исключением цитат из Библии) — всего около 20 книг и брошюр писателя. Также прокуратура просила конфисковать нереализованную часть тиража печатной продукции и оповестить о таком решении Минюст России.
В конце 2018 года Пушкинский райсуд отказал в требованиях в полном объеме. Религиоведа Александр Панченко, работавшего в СПбГУ и участвовавшего в составлении второй независимой экспертизы, противоречившей выводам Центра экспертиз СПбГУ, из университета уволили. Прокуратура подала апелляционное представление на решение Пушкинского райсуда, и спустя полтора года горсуд полностью изменил его постановление.
Старший юрист «Команды 29» Максим Оленичев, представляющий «Вечерний свет» в суде, заявил “Ъ”, что решение суда будет обжаловано в Третьем кассационном суде.
«Независимые заключения специалистов, имеющих огромный опыт проведения экспертиз, подтверждают, что признаков экстремизма в проповедях Уильяма Бранхама нет. Он действительно критиковал католическую церковь, как любая другая церковь критикует другую, например православная — католическую, но не унижал и не оскорблял самих верующих этих церквей. То есть его критика направлена исключительно на социальные институции, организации, а не на людей»,— отмечает Максим Оленичев.
По его словам, экспертиза, осуществленная университетом Герцена, «была проведена без использования общенаучной методики, а специалисты, которые были привлечены к ее проведению, на наш взгляд, не обладают достаточной компетенцией, не являясь экспертами в области лингвистики, психологии, социологии и религиоведения применительно к оценке текстов на наличие в них признаков экстремизма». Юрист добавил, что, если организация «Вечерний свет» будет распространять эти книги, ее могут признать экстремистской и ликвидировать.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин объясняет, что выпады, которые нашли в произведениях Уильяма Бранхама, должны восприниматься в рамках общего контекста его учения и в контексте религиозной практики, характерной для последователей писателя. «Межрелигиозная борьба, как и провозглашение собственного господства над другими течениями,— совершенно естественная вещь для всех религий. С точки зрения здравого смысла и последовательного правового применения антиэкстремистского законодательства надо обращать внимание на реальную опасность того или иного течения. За последователями Бранхама не было замечено агрессивных силовых акций, насильственных действий по отношению к служителям других конфессий»,— говорит Роман Лункин.
Решение суда эксперт называет обычной практикой российского антиэкстремистского законодательства, в рамках которого любая фраза может быть расценена как проявление экстремизма.
«Такую же проблему правоприменения мы видим в случае с признанием экстремистской организацией "Свидетелей Иеговы" (запрещена в РФ.— “Ъ”). Это будет происходить до тех пор, пока в законе о противоэкстремистской деятельности будет сказано, что экстремизмом является в том числе пропаганда превосходства одной религии над другой»,— заключает господин Лункин.