Михаил Павлович Чельцов родился 27 мая 1870 г. в с. Кикино Кораблинской волости Ряжского уезда Рязанской губернии (теперь с. Кикино Кораблинского района), в семье священника Павла Михайловича Чельцова, более полувека прослужившего настоятелем местного храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение». В 1890 г. Михаил Чельцов окончил Рязанскую духовную семинарию, а в 1894 г. – историческое отделение Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия. Ещё обучаясь в Казани, Михаил Павлович проявил интерес к миссионерской деятельности, которой успешно занималась академия, направляя усилия на обращение в Православие раскольников и иноверцев, населявших восточные губернии России. После окончания академии он был назначен на преподавательскую должность в Калужскую духовную семинарию, где его талант миссионера раскрылся в полной мере и был по достоинству оценен как духовенством, так и Калужским губернатором, особо отметившим заслуги М.П. Чельцова в своём докладе Государю Императору. В этот период Михаил Павлович занимался и научной работой, успешно защитил диссертацию, и ему была присвоена степень магистра богословия.
В 1898 г., по резолюции епископа Иоанна, его перевели на должность миссионера по борьбе с расколом и сектами Санкт-Петербургской епархии.
В 1901 г. Михаил Чельцов причислен к канцелярии обер-прокурора Священного Синода и уже в 1902 г. произведён в надворные советники. Чин этот, согласно «Табели о рангах Российской империи», соответствовал званию подполковника.
В 1903 г. Михаил Павлович рукоположен в священники и назначен настоятелем церкви священномученика Симеона. Одновременно он преподавал Закон Божий в Институте гражданских инженеров Санкт-Петербурга. С 1903 по 1905 г.г. занимался редактированием и изданием ежемесячного журнала «Православный путеводитель». Многие годы преподавал в частных гимназиях, где среди его учеников был Дмитрий Шостакович. На публичные лекции о. Михаила приходили даже атеисты.
Просветительская деятельность священника не осталась незамеченной. Он завоевал большой авторитет среди духовенства и прихожан. В 1908 г. его избирали в члены Епархиального миссионерского Совета. С 1916 г. он стал членом Совета «Петроградского Законоучительского братства», а в 1919 г. избран председателем Петроградского Епархиального Совета при митрополите Петроградском и Гдовском Вениамине и переведён настоятелем Троице-Измайловского собора. С мая 1914 г. – в сане протоиерея.
Занимаясь преподавательской, издательской и миссионерской деятельностью, Михаил Чельцов написал около 160 работ по богословию, философии, истории, педагогике и литературоведению.
Выдающийся церковный и общественный деятель, талантливый просветитель и педагог, он был награждён орденами Святого Станислава третьей степени и Святой Анны третьей степени, набедренником, наперсным крестом и другими наградами.
После Октябрьской революции 1917 г., в дни объявленного большевиками «красного террора» и гонения на церковь, о. Михаил подвергался многочисленным обыскам и арестам. Так, в 1918 – 1919 г.г., в числе других представителей интеллигенции и духовенства, он был заложником ЧК после убийства Урицкого. Позже о. Михаила неоднократно арестовывали даже без объяснения причин, но каждый раз в переполненных камерах, куда разгневанные «борцы с мировой буржуазией» сгоняли сотни несчастных, попавших под горячую руку, о. Михаил вместе с другими арестованными священниками продолжал своё христианское служение, ободряя пастырским словом и молитвой своих сокамерников.
31 мая 1922 г. его вместе с митрополитом Вениамином и рядом других священников арестовали по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей».
По надуманному обвинению о. Михаил был приговорен к «высшей мере социальной защиты». Сорок дней ожидал он расстрела в одиночной камере, молясь каждую ночь и засыпая лишь на рассвете, так как знал, что казни проводятся только ночью. После сорока дней мучительных ожиданий ему объявили о замене расстрела на 5 лет лишения свободы.
Митрополита Вениамина и ещё трёх его сподвижников расстреляли 13 августа 1922 г. Место расстрела и захоронения неизвестно. Спустя 70 лет реабилитированного посмертно священномученика Вениамина Русская Православная церковь причислила к лику святых.
Все свои злоключения протоиерей Михаил Чельцов изложил в книге «Воспоминания «смертника» о пережитом». Эта книга – замечательный документ эпохи, не приукрашенное свидетельство очевидца о трагическом для России времени.
Вот выдержки из неё: «Конец июля 1918 г. Я в деревне у отца, на родине, куда приехал за семьей, чтобы вместе с ней ехать в Питер. И в деревне было далеко не радостно и не спокойно.
У кого-то из знакомых мужиков отобрали землю, того-то обидели в хозяйстве и т.п. С одной стороны слышатся жалобы и виднеются слезы; с другой стороны наблюдается все возрастающее нахальство, грубость, всякого рода угрозы и насилия. Неспокоен и старец-отец, пятьдесят лет просвященствовавший в одном селе: ему жаль одних, горестно за других, больно же за все возрастающее в селе хулиганство, междоусобие, даже драки. «Нам все теперь позволено», «все наше», «теперь нет господ», все чаще и громче, все циничнее и разрушительнее для сельского мира раздающееся, сильно волновало старца-священника. А тут и в церкви, на его смелые и громкие проповеди о грехе всякого беззакония, на его требовательный призыв не покидать веры отцов и не вводить новых грубых прав, – послышались грубые и дерзкие, громкие замечания вроде такого: «Будет тебе, отец, морочить народ…» И хотя это слышалось не от коренных сельчан, а от распропагандированных москвичей, но и они были еще не так давно духовными детьми старца-священника, и он знал, как это семя зла быстро растет и распространяется».
Жертвой этого быстро растущего и распространяющегося зла стал и сам о. Михаил.
В заключении Михаил Павлович провел 2 года. После освобождения, с апреля 1924 по сентябрь 1930 г.г. он служил настоятелем церкви Воскресения Христова (Михаила Архангела) в Ленинграде. С 1926 г., будучи профессором богословия, преподавал на Высших Богословских курсах, единственном оставшемся тогда высшем учебном заведении Русской Православной Церкви, и воспитал множество выдающихся священников. На этих курсах у профессора Чельцова учился будущий протоиерей Михаил Васильевич Гундяев – отец патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В сентябре 1930 г. о. Михаил вновь попал в поле зрения чекистов. К этому времени СССР тайно покинула графиня Екатерина Константиновна Зарнекау – дочь герцога Ольденбургского, представительница дома Романовых. Органами ОГПУ было сфабриковано уголовное дело о контрреволюционной организации, якобы созданной Зарнекау из бывших офицеров и представителей духовенства. По этому делу арестовали многих, с кем графиня встречалась в период своего пребывания в Ленинграде, в том числе и протоиерея Михаила Чельцова, видевшего её всего пару раз.
Никаких доказательств существования тайной организации и контрреволюционной деятельности о. Михаила не было, но для тех, кто находился тогда «на передовых рубежах классовой борьбы» это не имело значения. Уголовное дело было лишь очередным поводом для расправы с неугодным духовенством.
2 января 1931 г. протоиерея Михаила Чельцова второй раз приговорили к высшей мере уголовного наказания. С каким-то сатанинским усердием 7 января 1931 г., в православный праздник Рождества Христова, приговор был приведён в исполнение.
Сохранились воспоминания очевидца о последних минутах земной жизни священника, яркие свидетельства его духовной стойкости, истинной веры и преданности Христу: когда о. Михаила вели на расстрел, он пел тропарь Рождеству Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Место захоронения о. Михаила не известно.
Тяжело пережила утрату дорогого им человека семья Михаила Павловича: его жена Анна Фёдоровна (в девичестве Агломазова, дочка настоятеля храма в с. Поплевино и внучка настоятеля Покровского храма в с. Кораблино нынешней Рязанской области), три дочери и четверо сыновей. Они и сами долго подвергались гонениям и притеснениям за «поповское происхождение» и близкое родство с осужденным и расстрелянным батюшкой. Трое сыновей так же, как их отец, были необоснованно репрессированы.
В 1988 г. органами военной прокуратуры на основании изучения материалов уголовного дела было установлено: «В 1920-1928 г.г. в Ленинграде контрреволюционной монархической организации, возглавляемой Зарнекау-Хомичевской Е.К., не существовало». Дело в отношении Чельцова Михаила Павловича прекращено за отсутствием состава преступления, и он реабилитирован посмертно.
16 июля 2005 г. протоиерей Михаил Павлович Чельцов был канонизирован Русской Православной Церковью как новомученик. День его памяти – 8 января.
Сергей Панфёров
член Союза писателей России




