Живя в лесах, вятичи надолго сохраняли свои обычаи. О силе языческих традиций в земле вятичей сообщала «Повесть временных лет». Создававший её в конце XI в. Летописец, описав языческие обряды славянских племен, населявших издревле русскую землю, особо подчеркнул, что древний обычай сжигать мертвых «творят Вятичи и ныне».
Тем самым проповедь веры Христовой и борьба с язычеством в земле Вятичей в конце XI – начале XII вв. стало насущной политической задачей, без решения которой не могло произойти окончательно вхождения вятичей в Киевскую Русь.
Именно к этому времени и относится проповеднический подвиг Кукши, приведшего вятичей-язычников к Христианской вере. Кукша был монахом – черноризцем Киево – Печерского монастыря и жил в конце XI – начале XII вв.
Известно, что его полное имя – Иоанн Кукша. Имея христианское имя, данное при крещении и постриге, он сохранил свое языческое имя. Неславянское имя Кукша дает право предполагать, что он был родом из земли вятичей, из семьи ославянившихся мирян.
Проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и чудесами: «Всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озера иссушил, и иного других чудес сотворил…». Проповедовал Кукша истинного и единого Бога и, несомненно, из – за чудес много вятичей тогда же уверовало и приняло святое крещение.
Обеспокоенные волхвы – защитники язычества решили убить христианского миссионера, но в далёкой глубинке, подальше от крупных центров вятичей, дабы избежать возмездия со стороны черниговских князей.
Современные исследователи называют местом гибели Кукши и его ученика город Серенск на реке Серёне, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район), потому что этот город находился на пути проповедников и к тому же хорошо исследован археологами. На Серенском городище обнаружены следы христианской проповеди: формочки литейные для крестов, нательные крестики, кресты - тельники из камня, янтаря, бронзы; фрагменты хороса.
Деятельность «блаженного черноризца» Киево-Печерского монастыря была приравнена потомками к Апостольскому служению. Так, известный богослов и исследователь Л.А. Кавелин (Иероманах Леонид) в труде «История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские Иерархи» писал: «Запечатлев свою Божественную проповедь многими чудесами и, наконец, страдальческою кончиною, священномученник Кукша, по справедливости, заслужил название Апостола этой страны».
Ежегодно 9 сентября все православные люди поминают святого Кукшу. Мещовцы в этот памятный день собираются в Серенске, на месте гибели Кукши.
В 2014 г. в этом памятном месте торжественно освятили установленный в центре площади древнего посада поклонный крест. Перед тем, как окропить крест святой водой, его Высокопреосвященство митрополит Калужский и Боровский Климент, совершил молебен.
Священномученик Кукша является одним из первых христианских просветителей земли вятичей, первым святым земель Калужской, Орловской, Тульской, Брянской и Московской.
Потому мы величаем его и чтим честные страдания его, ибо за Христа претерпел он.
Использованная литература:
1.Карпов А.Ю. Преподобный Кукша– просветитель вятичей. М.: Книгописная палата, 2001.
2.Массалитина Г.А., Болдин И.В., Зайцева И.Е., Бессонов В.А., Пуцко В.Г., Бессонова Т.Ф., Есипов В.П. Серенск – город в земле вятичей. Калуга. 2014.
