В начале XIX века, после смерти владетельного князя Келеш-бея Чачба, в Абхазии между его сыновьями развернулась борьба за власть. Старшего, Асланбия, поддерживала Османская Империя , Сафар-бей опирался на поддержку Российской Империи. Итогом этой борьбы явилось присоединение Абхазского княжества в 1810 году к России. Для прочного утверждения своего владычества царизму потребовалось полувековая война с абхазским народом. Только к концу 70-х годов самодержавие укрепило свои позиции в Абхазии. В результате этой борьбы основная масса населения княжества вынуждена была выселиться в пределы Османской Порты.
Проводником политики царизма в Абхазии, помимо российского ставленника, владетельного князя, являлась и русская православная церковь.
Однако деятельность последней (с 1831 году в Абхазии была открыта христианская миссия, и в край был направлен православная миссия , а в 1850 году была учреждена Абхазская архиерейская кафедра) была признана правительством невыразительной. Население абхазского княжества продолжало придерживаться религиозных представлений своих предков. Духовенство Абхазии, состоящие в основном из русских, грузин и мегрелов, не владевших к тому же языком народа Абхазии, не знавших местных обычаев и устоев жизни абхазов, не могло привлечь население края к православной церкви. Недовольство по поводу деятельности миссионеров и ее результатов выражал и генерал Д.И. Святополк-Мирский, заявляя, что «По недостатку у нас нравственных элементов для такой деятельности все наши попытки в этом деле имеют какой-то характер смею сказать, недостойный такой высокой цели, и поэтому вместо успеха возбуждают часто лишь справедливые нарекания и ненависть».
По этой причине царское правительство возложило миссионерскую и просветительскую деятельность на учрежденное в Тифлисе в 1860 году Общество восстановления православного христианства на Кавказе, а позже, в 1869 году, была упразднена Абхазская архиерейская кафедра.
Общество было организовано по инициативе Наместника Кавказского князя А.И. Барятинского. Ознакомив Экзарха Грузии, митрополита Картлийского и Кахетинского, он в 1857 году на имя Кавказского Комитета представил докладную записку, в которой были изложены аргументы в пользу учреждения Общества, изложил его цели и задачи.
В течение последующих двух лет в широких кругах Российской империи обсуждался вопрос об образовании ОВПХК. В разработке данного проекта приняли участие Святейший Синод, Кавказский Комитет, представители русской православной церкви - митрополиты Новгородский и Санкт-Петербургской Исидор, Московский Филарет, Экзарх Грузии митрополит Картлийский и Кахетинский Евсевий, а также светские чиновники - князь А.И. Барятинский, статс-секретарь граф Д. Блудов и многие другие3. В результате, в июне 1860 года, императором Александром II на имя Наместника Кавказского князя А.И. Барятинского была выдана грамота, по которой учреждалось Общество восстановления православного христианства на Кавказе.
Главная цель Общества заключалась в распространении среди народов Кавказа православной христианской веры по поздней (послереформенной) русской церкви, а «из вооруженных врагов православной церкви и русского государства, путем просвещения, сделать мирных и верных граждан».
Основными задачами Общества были определены: а)сооружение и содержание церквей и причтовых домов, устройство и наем помещений для духовенства;б) учреждение при церквях школ; в) составление письменности для горских народов и перевод на их языки священной литературы; г) подготовка православных священнослужителей.
С момента своего учреждения Общество активно включалось в работу по созданию письменности для горских народов. Г.Д. Чачба (Шервашидзе) писал, что «делом надо крепить веру, а не только молитвой одной. Только в таком направлении я вижу роль и цель, а также пути распространения грамотности среди абхазов»8. В 1862 году лингвист-востоковед П.К. Услар издал грамматику абхазского языка и на ее основе составил абхазский алфавит. Дальнейшую работу над разработкой абхазской письменности продолжила организованная Обществом восстановления православного христианства на Кавказе комиссия под руководством И.А. Бартоломея. В нее входили: Д.А Пурцеладзе, В.Г. Трирогов, образованные абхазы: священник И. Гегиа, прапорщик Т.Д. Курцикидзе, дворянин С. Эшба. Немалую помощь комиссии оказали князья К.Г. Чачба (Шервашидзе) Г.А. Чачба (Шервашидзе). Итогом деятельности комиссии явилось издание в 1865 году в Тифлисе первого абхазского букваря. На протяжении тридцати лет он был единственным абхазским учебником и сыграл важную роль в деле развития просвещения в Абхазии...
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В АБХАЗИИ ⇐ Разное
Но у этой истории есть продолжение
После объединения грузинской церкви (конец Xв.), находящийся в Пицунде престол католикоса Абхазии (западной Грузии) не был упразднен, он подчинялся Католикос-патриарху Всея Грузии.(в Мцхета)
но после распада Грузии царь Имеретии Баграт II (1455-1478 годы) воспользовался пребыванием в западной Грузии Патриарха Иерусалимского и Антиохийского Микаэла, прибывшего для сбора пожертвований и уговорил его Об отделении католикосата Абхазии (западной Грузии) Произошло это в период между 1470-1474 годами
Абхазский католикосат кроме собственно Имерети, Мегрелии, Гурии и Абхазии, считал своей епархией и другие земли исторической Грузии. Эти границы Абхазского Католикосата зафиксированы в«Пицундском Иадгаре» (Памятном даре), составленном в 1525-1550-х годах и представляющем значительный памятник грузинского церковного права
Документ подписан восьмью католикосами Абхазии от Малахия I Абашидзе (20-50-е годы XVI в.), при котором составлялся «Пицундский Иадгар», до Давида Немсадзе (1673-1696 годы),(все грузины)
Кафедральным собором Абхазского католикоса до середины XVIв. являлся Пицундский храм Успения Богородицы.
но 1545-1569 годах, когда престол Абхазского католикоса занимал Евдемон Чхетисдзе, его главная резиденция (но не кафедра) переместилась в Гелатском монастырском комплексе
Перенос резиденции был обусловлен турецкой экспансией и нападенями язычниками-горцами,
а Драндский, Моквинский и Бедийский епископства перешли в состав Одиши(Мегрелии)
на зтот счот очень много источников
вот напимер
Прибывшие 13 ноября 1639г. в Мегрелию русские послы объехали все княжество, посетив церкви и монастыри. Путешествуя по Мегрелии, в феврале 1640г. они посетили села, ныне входявшие в состав Абхазии: Путцкур (Гальский район), Гамбли (Беслахуба – Очамчирский район), Меркулу (Очамчирский район), Дранду (Гульрипшский район), Пшехап (Гульрипшский район), Квитоули (Очамчирский район), Мокви (Очамчирский район), Илори (Очамчирский район) и Бедия (Очамчирский район).
Русские послы в этих населенных пунктах встречались только с грузинскими священниками, слушали богослужение только на грузинском языке
но в 1681 году абхазы завладели северо-западной частью Одиши(Мегрелии) от р.Келасури до р.Галидзги.
По этому поводу Вахушти Багратиони писал: « , овладели вплоть до реки Эгриси (Галидзга) и заселились там сами же абхазы, и в Дранде и Мокви более не было епископов».
в это время факт разрушения абхазами знаменитого Моквского храма подтверждал и М.Селезнев.в свем— Руководство к познанию Кавказа, кн. I, с.46.
По словам свидетеля этих событий, Иерусалимского патриарха Досифея, «Дадиан... был так слаб, что абазги опустошали его (Левана III .) владение, разорили храмы и монастыри: Мокви, Хоби, Киачи, и все
страны от Диоскурии (Сухуми .) до Гиппиуса (Цхенисцкали) и Фазиса (Риони)», к тому же «Дадиан не в силах был прогнать абазгов».
то есть раз грабили церкви типичные язычники
“По словам” итальянского монаха и миссионера .Кристофоро де Кастелли (В 1632—1654 годах в составе театинской миссии пребывал в Грузии.) (цитирую)
князья Шарвашидзе «хотят просветить страну святой
верой христовой, которую они признают, но не имеют ни одного священника»
По свидетельству итальянских миссионеров, в начале 80-х годов XVII в. по приказу Квапу Шарвашидзе были убиты более 100 «греческих», то есть православных священнослужителей.(источник-Микел (Мишель) Тамарати «История католичества среди грузин»)
В начале 80-х годов XVII в. прекратили функционирование Драндское и Моквское епископства. На рубеже XVII-XVIII веков завершился разгром и других очагов христианства, церковного хозяйства, особенно к западу от р.Галидзга.
Несмотря на уничтожения христианских центров в Абхазии , грузинский язык до послнднего не терял " свои позиции"
Вахушти Багратиони абхазский язык признает особыми, самостоятельными, по отношению к грузинскому, языком но пишет— «язык собственный свой имеют, но знают знатные грузинский»
то есть вся дворянство Абхазии до присоединение к России "разговаривало" на грузинском языке
Сафарбей (Георгий) Шарвашидзе и верные ему князья и дворяне подписали «просительные пункты» о приеме Абхазии под российское покровительство.В 1808 году именно на грузинском языке
но после распада Грузии царь Имеретии Баграт II (1455-1478 годы) воспользовался пребыванием в западной Грузии Патриарха Иерусалимского и Антиохийского Микаэла, прибывшего для сбора пожертвований и уговорил его Об отделении католикосата Абхазии (западной Грузии) Произошло это в период между 1470-1474 годами
Абхазский католикосат кроме собственно Имерети, Мегрелии, Гурии и Абхазии, считал своей епархией и другие земли исторической Грузии. Эти границы Абхазского Католикосата зафиксированы в«Пицундском Иадгаре» (Памятном даре), составленном в 1525-1550-х годах и представляющем значительный памятник грузинского церковного права
Документ подписан восьмью католикосами Абхазии от Малахия I Абашидзе (20-50-е годы XVI в.), при котором составлялся «Пицундский Иадгар», до Давида Немсадзе (1673-1696 годы),(все грузины)
Кафедральным собором Абхазского католикоса до середины XVIв. являлся Пицундский храм Успения Богородицы.
но 1545-1569 годах, когда престол Абхазского католикоса занимал Евдемон Чхетисдзе, его главная резиденция (но не кафедра) переместилась в Гелатском монастырском комплексе
Перенос резиденции был обусловлен турецкой экспансией и нападенями язычниками-горцами,
а Драндский, Моквинский и Бедийский епископства перешли в состав Одиши(Мегрелии)
на зтот счот очень много источников
вот напимер
Прибывшие 13 ноября 1639г. в Мегрелию русские послы объехали все княжество, посетив церкви и монастыри. Путешествуя по Мегрелии, в феврале 1640г. они посетили села, ныне входявшие в состав Абхазии: Путцкур (Гальский район), Гамбли (Беслахуба – Очамчирский район), Меркулу (Очамчирский район), Дранду (Гульрипшский район), Пшехап (Гульрипшский район), Квитоули (Очамчирский район), Мокви (Очамчирский район), Илори (Очамчирский район) и Бедия (Очамчирский район).
Русские послы в этих населенных пунктах встречались только с грузинскими священниками, слушали богослужение только на грузинском языке
но в 1681 году абхазы завладели северо-западной частью Одиши(Мегрелии) от р.Келасури до р.Галидзги.
По этому поводу Вахушти Багратиони писал: « , овладели вплоть до реки Эгриси (Галидзга) и заселились там сами же абхазы, и в Дранде и Мокви более не было епископов».
в это время факт разрушения абхазами знаменитого Моквского храма подтверждал и М.Селезнев.в свем— Руководство к познанию Кавказа, кн. I, с.46.
По словам свидетеля этих событий, Иерусалимского патриарха Досифея, «Дадиан... был так слаб, что абазги опустошали его (Левана III .) владение, разорили храмы и монастыри: Мокви, Хоби, Киачи, и все
страны от Диоскурии (Сухуми .) до Гиппиуса (Цхенисцкали) и Фазиса (Риони)», к тому же «Дадиан не в силах был прогнать абазгов».
то есть раз грабили церкви типичные язычники
“По словам” итальянского монаха и миссионера .Кристофоро де Кастелли (В 1632—1654 годах в составе театинской миссии пребывал в Грузии.) (цитирую)
князья Шарвашидзе «хотят просветить страну святой
верой христовой, которую они признают, но не имеют ни одного священника»
По свидетельству итальянских миссионеров, в начале 80-х годов XVII в. по приказу Квапу Шарвашидзе были убиты более 100 «греческих», то есть православных священнослужителей.(источник-Микел (Мишель) Тамарати «История католичества среди грузин»)
В начале 80-х годов XVII в. прекратили функционирование Драндское и Моквское епископства. На рубеже XVII-XVIII веков завершился разгром и других очагов христианства, церковного хозяйства, особенно к западу от р.Галидзга.
Несмотря на уничтожения христианских центров в Абхазии , грузинский язык до послнднего не терял " свои позиции"
Вахушти Багратиони абхазский язык признает особыми, самостоятельными, по отношению к грузинскому, языком но пишет— «язык собственный свой имеют, но знают знатные грузинский»
то есть вся дворянство Абхазии до присоединение к России "разговаривало" на грузинском языке
Сафарбей (Георгий) Шарвашидзе и верные ему князья и дворяне подписали «просительные пункты» о приеме Абхазии под российское покровительство.В 1808 году именно на грузинском языке