Проводником политики царизма в Абхазии, помимо российского ставленника, владетельного князя, являлась и русская православная церковь.
Однако деятельность последней (с 1831 году в Абхазии была открыта христианская миссия, и в край был направлен православная миссия , а в 1850 году была учреждена Абхазская архиерейская кафедра) была признана правительством невыразительной. Население абхазского княжества продолжало придерживаться религиозных представлений своих предков. Духовенство Абхазии, состоящие в основном из русских, грузин и мегрелов, не владевших к тому же языком народа Абхазии, не знавших местных обычаев и устоев жизни абхазов, не могло привлечь население края к православной церкви. Недовольство по поводу деятельности миссионеров и ее результатов выражал и генерал Д.И. Святополк-Мирский, заявляя, что «По недостатку у нас нравственных элементов для такой деятельности все наши попытки в этом деле имеют какой-то характер смею сказать, недостойный такой высокой цели, и поэтому вместо успеха возбуждают часто лишь справедливые нарекания и ненависть».
По этой причине царское правительство возложило миссионерскую и просветительскую деятельность на учрежденное в Тифлисе в 1860 году Общество восстановления православного христианства на Кавказе, а позже, в 1869 году, была упразднена Абхазская архиерейская кафедра.
Общество было организовано по инициативе Наместника Кавказского князя А.И. Барятинского. Ознакомив Экзарха Грузии, митрополита Картлийского и Кахетинского, он в 1857 году на имя Кавказского Комитета представил докладную записку, в которой были изложены аргументы в пользу учреждения Общества, изложил его цели и задачи.
В течение последующих двух лет в широких кругах Российской империи обсуждался вопрос об образовании ОВПХК. В разработке данного проекта приняли участие Святейший Синод, Кавказский Комитет, представители русской православной церкви - митрополиты Новгородский и Санкт-Петербургской Исидор, Московский Филарет, Экзарх Грузии митрополит Картлийский и Кахетинский Евсевий, а также светские чиновники - князь А.И. Барятинский, статс-секретарь граф Д. Блудов и многие другие3. В результате, в июне 1860 года, императором Александром II на имя Наместника Кавказского князя А.И. Барятинского была выдана грамота, по которой учреждалось Общество восстановления православного христианства на Кавказе.
Главная цель Общества заключалась в распространении среди народов Кавказа православной христианской веры по поздней (послереформенной) русской церкви, а «из вооруженных врагов православной церкви и русского государства, путем просвещения, сделать мирных и верных граждан».
Основными задачами Общества были определены: а)сооружение и содержание церквей и причтовых домов, устройство и наем помещений для духовенства;б) учреждение при церквях школ; в) составление письменности для горских народов и перевод на их языки священной литературы; г) подготовка православных священнослужителей.
С момента своего учреждения Общество активно включалось в работу по созданию письменности для горских народов. Г.Д. Чачба (Шервашидзе) писал, что «делом надо крепить веру, а не только молитвой одной. Только в таком направлении я вижу роль и цель, а также пути распространения грамотности среди абхазов»8. В 1862 году лингвист-востоковед П.К. Услар издал грамматику абхазского языка и на ее основе составил абхазский алфавит. Дальнейшую работу над разработкой абхазской письменности продолжила организованная Обществом восстановления православного христианства на Кавказе комиссия под руководством И.А. Бартоломея. В нее входили: Д.А Пурцеладзе, В.Г. Трирогов, образованные абхазы: священник И. Гегиа, прапорщик Т.Д. Курцикидзе, дворянин С. Эшба. Немалую помощь комиссии оказали князья К.Г. Чачба (Шервашидзе) Г.А. Чачба (Шервашидзе). Итогом деятельности комиссии явилось издание в 1865 году в Тифлисе первого абхазского букваря. На протяжении тридцати лет он был единственным абхазским учебником и сыграл важную роль в деле развития просвещения в Абхазии...
