Дополнительные факты в пользу теории Фальмерайера.
При этом надо признать, что вымирание древних греков стало возможным не только благодаря славянской экспансии, которая длилась с VI века до н.э. по VI век н.э., но и благодаря землетрясениями и болезням типа чумы. Не говоря уже о любви древних греков к словесной демагогии, торговле для себя, своего скромного полиса (социальный эгоизм), к плотским утехам и себялюбии, личностному эгоизму (обожанию своего тела и его красоты). Пока армяне строили империи, греки членились, атомизировались в своих изолированных и эгоистических полисах и... вымирали. Если бы не армянские василевсы и миссионеры, если бы не страстная (пассионарная) любовь армян Анатолии к греческому языку, современные греки так бы и не появились.
В конце концов не зря же нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей отмечал, что последние армяне-ромеи перебрались в Грецию во время обмена населениями (1923-24 гг.) между турками и греками, когда огромное количество армян-халкидонитов в последний раз переехало на Балканы и в Константинополь (как приверженцы греч. церкви и культуры), пройдя вновь полную культурную ассимиляцию. По его утверждениям и теперь, если побывать в Стамбуле, то можно разглядеть в греч. епископах, клириках и просто их пастве ярко-выраженных армян. Таков был последний путь армян в греки, происходивший с VI века до н.э. (Ахеменидская империя) и закончившийся в 1923-24 годах.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Теория Фальмерайера, утверждавшего, что в крови современных греков не течет ни капли древней эллинской крови и что современные греки являются потомками вторгнувшихся в Грецию в эпоху Средних веков славян и албанцев подтверждается и другими фактами конкретных технологий уничтожения древних эллинов и замены их славянами, а затем их эллинизации василевсами посредством политики массового переселения армян-ромеев из Малой Азии, и активной миссионерской работы. Фальмерайер развил свою теорию о том что древнее, «эллинское», население южных Балкан было истреблено во время Великого переселения народов славянами и заменено ими. Подобная идея была уже предложена британским путешественником William Martin Leake, но Фальмерайер превратил её в теорию, которую он пропагандировал с характерным рвением. При этом современный греческий переводчик и комментатор Фальмерайера Константин Романос отмечает, что будет несколько ошибочным утверждать что Фальмерайер считал современных греков славянами. Тот факт что население Мореи по прежнему говорило на греческом Фальмерайер объяснил следующим образом : славяне истребили и вытеснили эллинов с 6-го по 9-й века. В конечном итоге, славяне, в свою очередь, были покорены или истреблены византийскими императорами, которые заселили Морею грекоязычными переселенцами с восточного берега Эгейского моря, но которых Фальмерайер не считал эллинами. К тому же они были носителями более варварской формы греческого языка «византийского, христианского греческого». Поэтому давайте прямо скажем, вместо Фальмерайера, зная историю переселения василевсами армян из Малой Азии на Балканы (где армяне уже жили как минимум со времен Ахеменидской империи с VI века до н.э.), что т.н. переселенцы, которые были носителями более варварской формы греческого языка «византийского, христианского греческого» на самом деле как раз были анатолийскими армянами плохо владевшими греческим языком. Собственно как и сам василевс Василий I Македонянин. И как итог (по Фальмерайеру): Род эллинов исчез из Европы. Естественная красота, интеллектуальный блеск, врождённая гармония и простота, искусство, состязание, город, деревня, великолепие колонн и храма — в действительности, даже имя пропало с поверхности греческого континента…. Ни единой капли чистой крови эллинов не течёт в венах христианского населения сегодняшней Греции. (Das Geschlecht der Hellenen ist in Europa ausgerottet. Schönheit der Körper, Sonnenflug des Geistes, Ebenmaß und Einfalt der Sitte, Kunst, Rennbahn, Stadt, Dorf, Säulenpracht und Tempel, ja sogar der Name ist von der Oberfläche des griechischen Kontinents verschwunden…. auch nicht ein Tropfen echten und ungemischten Hellenenblutes in den Adern der christlichen Bevölkerung des heutigen Griechenlands fließet: Leeb, Fallmerayer, 55).
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Армяне-халкидониты вели активную миссионерскую деятельность не только в византийских провинциях, в самом Константинополе, на Балканах и в Малой Азии, в Армении и Грузии, но и на Руси. За какие-нибудь два столетия миссионерская деятельность армян-халкидонитов достигла самых отдаленных уголков Балканского полуострова, и к тысячному году евангелизация славянских подданных Византии если и не была полностью завершена, то, во всяком случае, достигла весьма существенных успехов. Особенно энергично велась работа на Пелопоннесе, где в конце IX и в X в., в связи с восстановлением византийской власти и ремонтом дорог, началось активное возрождение религиозной жизни. Главными центрами миссионерской активности в этом районе были Патры, Корниф, Аргос, Спарта, Монемвасия и полуостров Мани, где действовал самый знаменитый пелопоннесский миссионер св. Никон Метаноите (ум. ок. 998 г.). (Оболенский Д. Византииийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М.: Янус-К, 1998. С. 90). Никон Армянин, Метаноит («покайтесь»), преп., ум. 998 г. (Сергий); происходил из фемы Армениакон (Армения) от богатых помещиков; подвизался в пафлагонском монастыре; потом на Крите и, наконец, в Спарте. Необычайно важное для истории Пелопоннеса в X в. житие святого, написанное в классическом стиле некоторое время спустя по смерти его игуменом основанного Никоном монастыря. Память 26 ноября. (Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. С. 240; Шейнэ Ж.-К. История Византии. М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 67). Миссионерская деятельность Никона Метаноита (как и многих других армян-халкидонитов, например, Кирилла и Мефодия) способствовала через православное христианство культурной ассимиляции славян в балканских провинциях, и главным орудием здесь служило сознательное использование греческого языка в качестве богослужебного. Если в славянских землях за пределами империи армяне-халкидониты, сочетая дипломатический такт с языковой терпимостью, распространяли христианство на разговорном славянском наречии, то у себя дома в Византии они рассматривали христианизацию славянских поселенцев как средство их эллинизации. В славянских землях, возвращаемых под контроль византийской провинциальной администрации, греческий был языком не только церковной, но и государственной службы, а также армии и образованных слоев. Знание византийского греческого открывало путь к повышению социального статуса и карьерному продвижению. Можно по-разному смотреть на этническое происхождение жителей современной Греции: в 30-х гг. XIX в. немецкий ученый Фальмерайер заявил, что сегодняшние греки по большей части славянского или албанского происхождения; начавшаяся тогда бурная дискуссия не завершена до сих пор. Но какую бы сторону в ней ни взять, ясно одно: славянские племена, которые в раннесредневековый период колонизировали почти всю континентальную Грецию и Пелопоннес, к IX в. начали постепенно утрачивать политическую независимость и этническое самосознание. Ассимиляция явилась результатом их включения в византийскую фемную структуру и принятия ими христианства; но не меньшую роль сыграли колдовские чары византийской цивилизации и величие эллинистической культуры. В местах изолированного проживания славян – в особенности в горных районах Пелопоннесса – они продолжали сопротивляться, но, тем не менее, после середины IX в. ассимиляторское давление уже никогда не ослабевало. Византия славян сперва подавила, затем обратила их в христианство, потом цивилизовала, и, в конце концов, славяне Центральных и Южных Балкан превратились в греков. Упоминание о трех этапах ассимиляции мы находим в византийском тексте начала X в., в котором император-армянин Лев VI воздает должное успехам своего предшественника, армянина Василия I (867-886 гг.):
«Блаженной памяти отец наш Василий, император ромеев, сумел убедить их (славян) отринуть свои древние обычаи, и сделал их греками, и подчинил их правителям по ромейскому образцу, и удостоил их крещения, и освободил их из-под власти их вождей, и научил воевать с враждебными ромеям народами».
За исключением Далмации и некоторых частей Северо-Западной Фракии, все успешно поглощаемые империей склавинии располагались к югу от 42-й параллели. Земли же, находившиеся к северу от нее, помимо уже упомянутых территорий, до начала XI в. не подчинялись имперским властям. В IX в. целый ряд факторов препятствовал переводу этих земель в непосредственное подчинение Византии: во-первых, удаленность от центров имперской власти – это затрудняло продвижение войск из прибрежных фем во внутренние горные районы; во-вторых, существование Болгарского государства – оно тормозило византийскую экспансию на север от Фракийской равнины; в-третьих, притязания Каролингской империи – после победы Карла Великого над аварами (791-796 гг.) она подчиняла себе северо-западную часть Балканского полуострова. Наконец, в отличие от Греции и Пелопоннеса, где славянские племена находились на ранней стадии формирования, на севере Балкан византийцы столкнулись с крупными и достаточно прочными этническими образованиями; у них было развито чувство этнической общности, а во главе стояли их собственные славянские князья.
И все-таки, несмотря на все эти препятствия, в течение IX в. благодаря армянам-халкидонитам византийцам удалось распространить свое культурное влияние на значительную часть Северных Балкан. Таким образом, они сумели – будь то навсегда или на время – включить формирующиеся славянские государства в орбиту своей цивилизации. Объектом их усилий были болгары, сербы и хорваты. (Оболенский Д. Византииийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М.: Янус-К, 1998. С. 90-91). Добавим ещё ряд видных святых и миссионеров из армян-халкидонитов, а именно: Иоанн Молчальник (ум. 558) из Никополя Армянского в Малой Азии, Евфимий Великий (ум. 479) из Мелитины Армянской, св. Мария Новая (ум. 908), св. Феодора императрица, восстановительница иконопочитания (ум. 867) и др. (Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. С. 83, 195, 196, 227, 231, 235, 246).
Итак, из вашеизложенного видно, что именно армянам-халкидонитам (императоры, князья, миссионеры, святые), благодаря их пассионарной деятельности, принадлежит великая заслуга в деле сохранения греческого элемента и эллинизма (в частности на Балканах), а также в передаче культурной традиции, сохранении античного и раннехристианского наследия, рукописей и икон, наконец, в сформировании образованной аристократической элиты европейских стран, в том числе России.
Фальмерайер, Якоб Филипп — Википедия
Дополнительные факты в пользу теории Фальмерайера ⇐ Разное
Обо всём на свете
1591557867
Гость
Дополнительные факты в пользу теории Фальмерайера.
При этом надо признать, что вымирание древних греков стало возможным не только благодаря славянской экспансии, которая длилась с VI века до н.э. по VI век н.э., но и благодаря землетрясениями и болезням типа чумы. Не говоря уже о любви древних греков к словесной демагогии, торговле для себя, своего скромного полиса (социальный эгоизм), к плотским утехам и себялюбии, личностному эгоизму (обожанию своего тела и его красоты). Пока армяне строили империи, греки членились, атомизировались в своих изолированных и эгоистических полисах и... вымирали. Если бы не армянские василевсы и миссионеры, если бы не страстная (пассионарная) любовь армян Анатолии к греческому языку, современные греки так бы и не появились.
В конце концов не зря же нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей отмечал, что последние армяне-ромеи перебрались в Грецию во время обмена населениями (1923-24 гг.) между турками и греками, когда огромное количество армян-халкидонитов в последний раз переехало на Балканы и в Константинополь (как приверженцы греч. церкви и культуры), пройдя вновь полную культурную ассимиляцию. По его утверждениям и теперь, если побывать в Стамбуле, то можно разглядеть в греч. епископах, клириках и просто их пастве ярко-выраженных армян. Таков был последний путь армян в греки, происходивший с VI века до н.э. (Ахеменидская империя) и закончившийся в 1923-24 годах.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Теория Фальмерайера, утверждавшего, что в крови современных греков не течет ни капли древней эллинской крови и что современные греки являются потомками вторгнувшихся в Грецию в эпоху Средних веков славян и албанцев подтверждается и другими фактами конкретных технологий уничтожения древних эллинов и замены их славянами, а затем их эллинизации василевсами посредством политики массового переселения армян-ромеев из Малой Азии, и активной миссионерской работы. Фальмерайер развил свою теорию о том что древнее, «эллинское», население южных Балкан было истреблено во время Великого переселения народов славянами и заменено ими. Подобная идея была уже предложена британским путешественником William Martin Leake, но Фальмерайер превратил её в теорию, которую он пропагандировал с характерным рвением. При этом современный греческий переводчик и комментатор Фальмерайера Константин Романос отмечает, что будет несколько ошибочным утверждать что Фальмерайер считал современных греков славянами. Тот факт что население Мореи по прежнему говорило на греческом Фальмерайер объяснил следующим образом : славяне истребили и вытеснили эллинов с 6-го по 9-й века. В конечном итоге, славяне, в свою очередь, были покорены или истреблены византийскими императорами, которые заселили Морею грекоязычными переселенцами с восточного берега Эгейского моря, но которых Фальмерайер не считал эллинами. К тому же они были носителями более варварской формы греческого языка «византийского, христианского греческого». Поэтому давайте прямо скажем, вместо Фальмерайера, зная историю переселения василевсами армян из Малой Азии на Балканы (где армяне уже жили как минимум со времен Ахеменидской империи с VI века до н.э.), что т.н. переселенцы, которые были носителями более варварской формы греческого языка «византийского, христианского греческого» на самом деле как раз были анатолийскими армянами плохо владевшими греческим языком. Собственно как и сам василевс Василий I Македонянин. И как итог (по Фальмерайеру): Род эллинов исчез из Европы. Естественная красота, интеллектуальный блеск, врождённая гармония и простота, искусство, состязание, город, деревня, великолепие колонн и храма — в действительности, даже имя пропало с поверхности греческого континента…. Ни единой капли чистой крови эллинов не течёт в венах христианского населения сегодняшней Греции. (Das Geschlecht der Hellenen ist in Europa ausgerottet. Schönheit der Körper, Sonnenflug des Geistes, Ebenmaß und Einfalt der Sitte, Kunst, Rennbahn, Stadt, Dorf, Säulenpracht und Tempel, ja sogar der Name ist von der Oberfläche des griechischen Kontinents verschwunden…. auch nicht ein Tropfen echten und ungemischten Hellenenblutes in den Adern der christlichen Bevölkerung des heutigen Griechenlands fließet: Leeb, Fallmerayer, 55).
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Армяне-халкидониты вели активную миссионерскую деятельность не только в византийских провинциях, в самом Константинополе, на Балканах и в Малой Азии, в Армении и Грузии, но и на Руси. За какие-нибудь два столетия миссионерская деятельность армян-халкидонитов достигла самых отдаленных уголков Балканского полуострова, и к тысячному году евангелизация славянских подданных Византии если и не была полностью завершена, то, во всяком случае, достигла весьма существенных успехов. Особенно энергично велась работа на Пелопоннесе, где в конце IX и в X в., в связи с восстановлением византийской власти и ремонтом дорог, началось активное возрождение религиозной жизни. Главными центрами миссионерской активности в этом районе были Патры, Корниф, Аргос, Спарта, Монемвасия и полуостров Мани, где действовал самый знаменитый пелопоннесский миссионер св. Никон Метаноите (ум. ок. 998 г.). (Оболенский Д. Византииийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М.: Янус-К, 1998. С. 90). Никон Армянин, Метаноит («покайтесь»), преп., ум. 998 г. (Сергий); происходил из фемы Армениакон (Армения) от богатых помещиков; подвизался в пафлагонском монастыре; потом на Крите и, наконец, в Спарте. Необычайно важное для истории Пелопоннеса в X в. житие святого, написанное в классическом стиле некоторое время спустя по смерти его игуменом основанного Никоном монастыря. Память 26 ноября. (Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. С. 240; Шейнэ Ж.-К. История Византии. М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 67). Миссионерская деятельность Никона Метаноита (как и многих других армян-халкидонитов, например, Кирилла и Мефодия) способствовала через православное христианство культурной ассимиляции славян в балканских провинциях, и главным орудием здесь служило сознательное использование греческого языка в качестве богослужебного. Если в славянских землях за пределами империи армяне-халкидониты, сочетая дипломатический такт с языковой терпимостью, распространяли христианство на разговорном славянском наречии, то у себя дома в Византии они рассматривали христианизацию славянских поселенцев как средство их эллинизации. В славянских землях, возвращаемых под контроль византийской провинциальной администрации, греческий был языком не только церковной, но и государственной службы, а также армии и образованных слоев. Знание византийского греческого открывало путь к повышению социального статуса и карьерному продвижению. Можно по-разному смотреть на этническое происхождение жителей современной Греции: в 30-х гг. XIX в. немецкий ученый Фальмерайер заявил, что сегодняшние греки по большей части славянского или албанского происхождения; начавшаяся тогда бурная дискуссия не завершена до сих пор. Но какую бы сторону в ней ни взять, ясно одно: славянские племена, которые в раннесредневековый период колонизировали почти всю континентальную Грецию и Пелопоннес, к IX в. начали постепенно утрачивать политическую независимость и этническое самосознание. Ассимиляция явилась результатом их включения в византийскую фемную структуру и принятия ими христианства; но не меньшую роль сыграли колдовские чары византийской цивилизации и величие эллинистической культуры. В местах изолированного проживания славян – в особенности в горных районах Пелопоннесса – они продолжали сопротивляться, но, тем не менее, после середины IX в. ассимиляторское давление уже никогда не ослабевало. Византия славян сперва подавила, затем обратила их в христианство, потом цивилизовала, и, в конце концов, славяне Центральных и Южных Балкан превратились в греков. Упоминание о трех этапах ассимиляции мы находим в византийском тексте начала X в., в котором император-армянин Лев VI воздает должное успехам своего предшественника, армянина Василия I (867-886 гг.):
«Блаженной памяти отец наш Василий, император ромеев, сумел убедить их (славян) отринуть свои древние обычаи, и сделал их греками, и подчинил их правителям по ромейскому образцу, и удостоил их крещения, и освободил их из-под власти их вождей, и научил воевать с враждебными ромеям народами».
За исключением Далмации и некоторых частей Северо-Западной Фракии, все успешно поглощаемые империей склавинии располагались к югу от 42-й параллели. Земли же, находившиеся к северу от нее, помимо уже упомянутых территорий, до начала XI в. не подчинялись имперским властям. В IX в. целый ряд факторов препятствовал переводу этих земель в непосредственное подчинение Византии: во-первых, удаленность от центров имперской власти – это затрудняло продвижение войск из прибрежных фем во внутренние горные районы; во-вторых, существование Болгарского государства – оно тормозило византийскую экспансию на север от Фракийской равнины; в-третьих, притязания Каролингской империи – после победы Карла Великого над аварами (791-796 гг.) она подчиняла себе северо-западную часть Балканского полуострова. Наконец, в отличие от Греции и Пелопоннеса, где славянские племена находились на ранней стадии формирования, на севере Балкан византийцы столкнулись с крупными и достаточно прочными этническими образованиями; у них было развито чувство этнической общности, а во главе стояли их собственные славянские князья.
И все-таки, несмотря на все эти препятствия, в течение IX в. благодаря армянам-халкидонитам византийцам удалось распространить свое культурное влияние на значительную часть Северных Балкан. Таким образом, они сумели – будь то навсегда или на время – включить формирующиеся славянские государства в орбиту своей цивилизации. Объектом их усилий были болгары, сербы и хорваты. (Оболенский Д. Византииийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М.: Янус-К, 1998. С. 90-91). Добавим ещё ряд видных святых и миссионеров из армян-халкидонитов, а именно: Иоанн Молчальник (ум. 558) из Никополя Армянского в Малой Азии, Евфимий Великий (ум. 479) из Мелитины Армянской, св. Мария Новая (ум. 908), св. Феодора императрица, восстановительница иконопочитания (ум. 867) и др. (Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. С. 83, 195, 196, 227, 231, 235, 246).
Итак, из вашеизложенного видно, что именно армянам-халкидонитам (императоры, князья, миссионеры, святые), благодаря их пассионарной деятельности, принадлежит великая заслуга в деле сохранения греческого элемента и эллинизма (в частности на Балканах), а также в передаче культурной традиции, сохранении античного и раннехристианского наследия, рукописей и икон, наконец, в сформировании образованной аристократической элиты европейских стран, в том числе России.
Фальмерайер, Якоб Филипп — Википедия