РазноеОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯДЕТЬСЯ

Обо всём на свете
Anonymous
 ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯДЕТЬСЯ

Сообщение Anonymous »

ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯДЕТЬСЯ
Есть у Леонида Жуховицкого книга под названием «Остановиться, оглянуться». О достаточно молодом человеке, который узнал врачебный диагноз о том, что жить ему остается недолго, и начал переосмысливать прожитую жизнь. У нас сейчас, в связи с ковидной эпидемией, похожая ситуация. Мы поняли, что всю нашу цивилизацию ожидает переформатирование вплоть до полной неузнаваемости. И если оглядываться на собственную жизнь предстоит каждому индивидуально, то внимательно обозревать цивилизационный ландшафт стоит всем вместе.
Одним из значимых институтов социума является Церковь. Грустно, конечно, что Церковь воспринимается как социальный институт, а не как Тело Христово, но увы, такова реальность, выпрыгнуть из которой невозможно. Свидетельствует о «срастании» Церкви с государством то, что во времена ковидной истерии Церкви пришлось существовать по законам социума. Храмы были закрыты для прихожан на месяцы. Прецедентов в 2-тысячелетной истории почти что и нет.
Не-участие в церковных богослужениях произвело в рядах верующих разрушительные действия, которые приведут к непредсказуемым последствиям. В интернете широко обсуждается вопрос: а так ли необходимо православному христианину участие в церковных богослужениях? Ведь Христос посреди нас, значит, с Ним можно и вне храма общаться. И эту мысль поддерживают многие из тех, кто позиционирует себя церковным человеком.
Лишенные богослужения прихожане пошли разными путями. Вот цитаты со страницы Андрея Десницкого в фейсбуке, где проходит одно из обсуждений темы. Специально выбрала очень разные позиции.
«Онлайн идет вполне хорошо. Удобно. Семьей собрались и ехать никуда не надо»
«Почему-то не тянет в храм. Боюсь этого-вера моя слаба. А раньше-каждое воскресенье в храме и представить другого не могла»
«До сих пор с братьями и сестрами молимся утром и вечером по Скайпу (утреня и вечерня мирянским чином, с чтением Писания, совместным рассуждением на тему прочитанного). Стали ближе друг к другу!»
«Мы с братьями и сестрами регулярно молимся в зуме, плюс в реале встречаемся малыми группами. Это очень важный опыт. В принципе, не так уж важно, в каких стенах звучит молитва - в храмовых, домашних или виртуальных»
«Очень скучаю по людям в храме, но на само богослужение меня вообще не тянет, хотя раньше ходила в храм каждую неделю. Тоскую по Причастию, но чувствую в себе сильное раздражение на чин службы»
«Долго приходил в себя, и отмаливал благодать. Только через месяц регулярного причащения, Божье присутствие стало возвращаться. Ковид зверское коварное дьявольское изобретение, которое и здоровье отнимает, и благодать»
«А много ли прихожан, постоянно посещающих службы? Не более 5 %. Верующим - вера. Неважно где. Новая реальность сделает % еще меньше»
«Я все понимаю насчёт эпидемии, но чувство было что хоронили Бога, а церковь стала музеем»
«Удивительное время. Появилась возможность с братьями и сёстрами созерцательно молиться с Евангелием каждый день и много. Кажется, я лично начала общаться с Богом с постоянностью благодаря изоляции, не отделываясь от Него правилом перед тем, как бежать на работу. И появилась какая-то независимость от обрядовой стороны»
«У меня изменилось отношение, хорошо это или плохо, я пока не поняла. Я вдруг обнаружила, что много обрядов и ритуалов, которые меня не трогают. Каждый сам по себе, нет соборности, её и не было, просто раньше мне казалось это нормой»
«С одной стороны, молитва усилилась и углубилась, так как с моими верующими друзьями мы стали ежедневно собираться для совместной молитвы по zoom. Христианская жизнь стала как-то трезвее, многое сейчас переосмысливается. Причастие Преждеосвященными дарами дома, хоть и более редкое, чем раньше. Воскресная служба онлайн. С другой стороны, очень скучаю по личному общению и соборной молитве "плечом к плечу, глаза в глаза".
«Церковь стала дальше, а Бог ближе, молитва чаще и глубже. Был на службе два раза с начала карантина - и только ради причастия, без него пусто. Службу не чувствую вообще, стал резать слух ЦСЯ и чинопоследование»
Психологи говорят, что человеку необходимо два-три месяца для привыкания к новому для него образу жизни. Применительно к молитве вырисовывается три новых образа. Кто-то углубился в личную молитву. Другие стали молиться группами – виртуальными либо в реале. Третьи удовлетворяют свои потребности в богообщении трансляциям богослужений. И для значительной части прихожан их варианты стали настолько привычными, что у них возникает вопрос: а какая разница? Причем происходить такая подмена может даже и нечувствительно для человека. Свидетельствует об этой подмене то, что многих стала напрягать обрядовая сторона богослужения.
На мой взгляд, различие между храмовой и любыми вариантами домашне-виртуальной молитвы, огромно! Обращаться к Господу, конечно, можно, где бы мы ни находились, из любой точки пространства. Но храм – это такое специальное, выделенное место, где смыкается земное и Небесное. На каждой Литургии как бы приоткрывается дверь между материальным и духовным мирами, и мы можем иногда хоть одним глазком заглянуть в Царствие Небесное.
Рискуя быть обвиненной в оккультизме, все же скажу. В храмах, именно в храмах, они специально так построены, «концентрируется» божественная энергия. Энергия не в современном научном понимании этого слова, а воспринимаемая в точном соответствии с переводом – энергия как действие. Таинственное воздействие Бога на человека. Об этом постоянно патриарх Кирилл говорит, а «православные миссионеры» его высмеивают.
Причащаясь за Божественной Литургией, мы получаем, пусть и не всегда осознаваемую, Божию помощь в нашем главном делании – перемене ума, изменении собственного мировосприятия. Других «легальных» способов приуготовления себя к вечной Небесной жизни просто не существует.
В храме мы молимся вместе. Церковная соборность, духовное единение прихожан – очень значимая вещь. Конечно, люди высокой духовной жизни способны ощущать единство хоть и со всем миром, но мы, увы, не таковы в массе своей. Это нам сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Физически собраны. Человек телесно-духовен, и поэтому телесное «сближение» очень значимо. Контрпримеры Марии Египетской и Серафима Саровского просьба не приводить – они все же находилось под сугубым Божиим попечением.
Онлайн-трансляции богослужений были вынужденной мерой. Опасность заражения ковид-19 действительно существовала. Но санитарно-эпидемиологические запреты порой были избыточными, сейчас это признают многие ведущие ученые. Некоторых прихожан могли смутить эти меры, в частности, дезинфекция лжицы для Причастия. Искушаться не стоит. Церковь – это промежуточный пункт между земным и небесным, поэтому и осмысленные земные законы здесь должны исполняться. А Господь наш поругаем не бывает. Эта непривычная и кажущееся кощунственной процедура по крайней мере позволяет не вводить в соблазн маловерных.
После разрешения посещать храмы прихожан на богослужениях стало заметно меньше, чем раньше. Кто-то продолжает бояться заражения, надеемся, что они сумеют свой страх преодолеть. Но многие, к сожалению, ушли в разные варианты онлайна. Сейчас они держатся на новизне ощущений. Она скоро пройдет и риск отпадения от Церкви для таких людей будет очень высок.
Приходилось слышать такое мнение: и хорошо, что отпадут те, кто только позиционировал себя православными, а на самом деле ими не был. Такой взгляд, по-моему, противоречит той самой христианской Любви, которую все мы надеемся обрести. Да, много даже и среди прихожан людей, не укоренившихся в православии, но без крайней нужды создавать для них виртуальные суррогаты, способствующие разрушению их веры – по меньшей мере немилосердно. Для них было бы более полезным истосковаться по богослужениям. Чтобы – еще одна цитата - «Новое открытие счастья литургии стало чем-то дорогим и ценным. Не зря дома сидела»
Изображение

Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:chelo: :) :( :oops: :roll: :wink: :muza: :clever: :sorry: :angel: :read: *x)
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.