22 / 9 марта 1917 года Святейший Правительствующий Синод Православной Российской Церкви обратился с посланием ко всем православным христианам России. В нем содержались следующие строки: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути.
Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!
Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг ещё стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.
Ради многих жертв, принесённых для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.
Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчинённых ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного её устроения».
Смиренный Владимир, митрополит Киевский; Смиренный Макарий, митрополит Московский; Смиренный Сергий, архиепископ Финляндский; Смиренный Тихон, архиепископ Литовский; Смиренный Арсений, архиепископ Новгородский; Смиренный Михаил, архиепископ Гродненский; Смиренный Иоаким, архиепископ Нижегородский; Смиренный Василий, архиепископ Черниговский; Протопресвитер Александр Дернов.
(Дата создания: 9 (22) марта 1917 г., публикация: Церковные ведомости. 1917. № 9-15. С. 57.)
В любом случае Синод признавал законной власть Временного правительства, пришедшего к власти в результате государственного переворота и свержения с трона императора Николая Александровича.
Собственно послание появилось уже позже некоторых действий, явившихся знаком того, что Синод отказался от поддержки русской монархии.
2 марта до опубликования «отречения» императора Святейший Синод вступил в контакты с Исполнительным комитетом Государственной Думы. Впрочем, в ситуации мятежа в Петрограде в этом не было ничего предосудительного. Ведь Синоду необходимо было знать ситуацию в столице и стране. Но вот дальнейшие действия невозможно признать безобидными: из богослужебных чинов просто-напросто изымались всякие упоминания власти Помазанника Божия. И апофеозом всего явилось упомянутое выше послание.
Возникает естественный вопрос: «Что же произошло? Ведь среди членов Синода большинство составляли архиереи, неоднократно подчеркивавшие до февральского бунта верность самодержавию и императору? Тем более заявление Синода реально парализовало деятельность русских монархических и православных организаций».
Если внимательно рассмотреть само послание, то окажется, что оно составлено чисто по революционному шаблону. Причем особо подчеркивается про «жертвы», понесенные ради «завоевания гражданских свобод». Какое вообще отношение к Церкви имеют «гражданские свободы»? Это как бы находится за Ее пределами. Свободы не имеют отношения ни к личному спасению, ни ко Господу нашему Иисусу Христу. Можно констатировать только факт, что революционная политика стремительно ворвалась внутрь церковной организации. Тем более Синод имел средства противостоять революционной вакханалии хотя бы и в духовной сфере и поставить под сомнение легитимность нового революционного правительства.
Существует несколько версий произошедшего.
Первая – наиболее раскручиваемая в исторической среде, говорит о трусости и предательстве царя группой православных иерархов, а также следовании за либеральным епископатом и таким же священством. Но в трусости членов Синода, подписавших послание, все-таки обвинять нельзя. Достаточно знать, что в годы последовавших репрессий, они вели себя более чем достойно. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) и архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский) причислены к лику святых Церковью в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они претерпели мученическую кончину. Владыка Макарий (Невский), почитаемый ныне в святительском чине, миссионер и «апостол Алтая» подвергся репрессиям как со стороны Временного правительства, так и большевиков, но не отступил от своих убеждений. Протопресвитер Александр Дернов, так же был гоним советской властью. Резко выступал против обновленцев. Владыка Арсений (Стадницкий), архиепископ Новгородский, возведенный в сан митрополита 29 ноября 1917 г. неоднократно арестовывался, а скончался в Ташкенте, являясь духовником святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) в 1918 году был повешен богоборцами на даче под Севастополем. Владыка Михаил (Ермаков), архиепископ Гродненский, затем митрополит Киевский, в годы советской власти был репрессирован и сослан в Туркестан. Выступал против церковных расколов.
Пути будущих патриархов Тихона (Белавина) и Сергия (Страгородского) достаточно хорошо известны, и они тоже не вписываются в данную гипотезу.
Вторая гипотеза предполагает, что церковная организация решилась воспользоваться моментом в противостоянии «царство – священство», чтобы занять место независимое от власти. Основания для подобного предположения имеются. В XVIII веке царская власть многажды покушалась на имущество монастырей и храмов, а строптивых православных иерархов ждала незавидная участь: и не только снятие сана, но и тюрьма, и ссылка. Дело митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) свидетельствует об этом чрезвычайно ярко. Противник секуляризации и честный архипастырь навел на себя гнев императрицы Екатерины Второй. По надуманному предлогу был лишен сана, а позже, находясь уже в заключении, по доносу, вообще расстрижен. И с 1771 г. по 1772 г. провел время в полном одиночестве, в камере размером 2 на 3 метра, дверной проем был заложен и оставлено лишь окно для передачи еды. Приговор, составленный под взглядом Екатерины II, звучал издевательски: «Лишить его, Арсения, монашеского чина… расстричь и одеть в мужичье платье, по расстрижении же переименовать его Андреем Вралем и послать к вечному и неисходному содержанию в Ревель, где и велеть его, Враля, содержать в тамошней крепости в одном каземате, под крепким караулом, не допуская к нему ни под каким видом… никого, и … так его содержать, чтоб и караульные не только о состоянии его, но ниже и о сем его гнусном имени не знали. Для содержания же его в караул определить тамошняго гарнизона из состоящих иноземцев. Комендант должен неослабно смотреть, чтоб оный Враль содержан был неослабно, для того что уже из дела довольно видно, что оный Враль наполнен, сверх его злости, еще и ложной святостию».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. причислил к лику святых священномученика Арсения (Мацеевича).
Однако, государь Николай Александрович являлся верным сыном Церкви и никогда не позволял себе того, что сотворила Екатерина Вторая. Благодаря усилиям царя-страстотерпца и состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1917—1918 гг. Процесс подготовки его созыва был запущен Высочайшим повелением от 28 февраля 1912 года.
Третья гипотеза не пользуется популярностью. Но вот как раз она то, на мой взгляд, лучше объясняет случившееся и снимает противоречия, вызываемые двумя другими.
Синод оказался охвачен тем, что неизбежно сопровождает революции, то есть психической эпидемией (по В. М. Бехтереву и А. Л. Чижевскому), когда люди совершают поступки вопреки их совести и здравому рассудку. Психическая индукции влияет вне зависимости от возраста и житейского общества. И, соответственно, послание в поддержку Временного правительства 9 (22) марта 1917 года появилось под ее влиянием. Вполне вероятно, что если бы не был арестован революционерами митрополит Петроградский Питирим (Окнов), близкий к царской семье, то и решения Синода имели бы иное наполнение.
О революционной психической эпидемии свидетельствует множество документов. Например, телеграмма епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) Временному правительству: «Христос воскресе! Искренно рад перемене правительства, ответственному министерству. Долго терпели. Перемена вынуждена самым тяжелым положением дорогого Отечества, которому грозила гибель. Иначе поступить было невозможно. Дай Бог вам успеха, внутреннего спокойствия и сил нашей стране. Да благословит вас Господь». Стоит обратить внимание, что Пасхальный возглас «Христос воскресе!» епископ использует в дни Великого поста. В дальнейшем Никон отказался от сана и стал жить светской жизнью. Перешел на сторону украинских сепаратистов. Умер в 1919 году в Одессе.
В 1922 году митрополит Антоний (Храповицкий) писал: «Церковь не может стать на точку зрения «завоевания революции»; не может одобрить низвержение законного Царя миропомазанного; она должна осудить февральскую революцию 1917 года, а если мы в чем-либо поддались политическому принципу в ущерб церковному, то разве в том, что не высказали от имени Церкви самого резкого осуждения революции господской февраль¬ской, которая была революцией столько же антимонархической, сколько антирелигиозной. Правда, этот наш промах был не человекоугодием, а просто последствием забывчивости». Слово «забывчивость» обыкновенно понимают как некую неудачную попытку митрополита оправдаться. Мне кажется, что владыка Антоний не увиливает от ответа. Он точно передает свое состояние и состояние окружающих его людей при воздействии психической эпидемии.
Как бы то ни было, но послание Синода, как документ из эпохи Февральской революции является свидетелем полной потери российским обществом ориентации в системе «свой – чужой».
А. Гончаров.
ПО ШАБЛОНУ РЕВОЛЮЦИИ ⇐ Разное
Обо всём на свете
1584896456
Гость
22 / 9 марта 1917 года Святейший Правительствующий Синод Православной Российской Церкви обратился с посланием ко всем православным христианам России. В нем содержались следующие строки: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути.
Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!
Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг ещё стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.
Ради многих жертв, принесённых для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.
Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчинённых ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного её устроения».
Смиренный Владимир, митрополит Киевский; Смиренный Макарий, митрополит Московский; Смиренный Сергий, архиепископ Финляндский; Смиренный Тихон, архиепископ Литовский; Смиренный Арсений, архиепископ Новгородский; Смиренный Михаил, архиепископ Гродненский; Смиренный Иоаким, архиепископ Нижегородский; Смиренный Василий, архиепископ Черниговский; Протопресвитер Александр Дернов.
(Дата создания: 9 (22) марта 1917 г., публикация: Церковные ведомости. 1917. № 9-15. С. 57.)
В любом случае Синод признавал законной власть Временного правительства, пришедшего к власти в результате государственного переворота и свержения с трона императора Николая Александровича.
Собственно послание появилось уже позже некоторых действий, явившихся знаком того, что Синод отказался от поддержки русской монархии.
2 марта до опубликования «отречения» императора Святейший Синод вступил в контакты с Исполнительным комитетом Государственной Думы. Впрочем, в ситуации мятежа в Петрограде в этом не было ничего предосудительного. Ведь Синоду необходимо было знать ситуацию в столице и стране. Но вот дальнейшие действия невозможно признать безобидными: из богослужебных чинов просто-напросто изымались всякие упоминания власти Помазанника Божия. И апофеозом всего явилось упомянутое выше послание.
Возникает естественный вопрос: «Что же произошло? Ведь среди членов Синода большинство составляли архиереи, неоднократно подчеркивавшие до февральского бунта верность самодержавию и императору? Тем более заявление Синода реально парализовало деятельность русских монархических и православных организаций».
Если внимательно рассмотреть само послание, то окажется, что оно составлено чисто по революционному шаблону. Причем особо подчеркивается про «жертвы», понесенные ради «завоевания гражданских свобод». Какое вообще отношение к Церкви имеют «гражданские свободы»? Это как бы находится за Ее пределами. Свободы не имеют отношения ни к личному спасению, ни ко Господу нашему Иисусу Христу. Можно констатировать только факт, что революционная политика стремительно ворвалась внутрь церковной организации. Тем более Синод имел средства противостоять революционной вакханалии хотя бы и в духовной сфере и поставить под сомнение легитимность нового революционного правительства.
Существует несколько версий произошедшего.
Первая – наиболее раскручиваемая в исторической среде, говорит о трусости и предательстве царя группой православных иерархов, а также следовании за либеральным епископатом и таким же священством. Но в трусости членов Синода, подписавших послание, все-таки обвинять нельзя. Достаточно знать, что в годы последовавших репрессий, они вели себя более чем достойно. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) и архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский) причислены к лику святых Церковью в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они претерпели мученическую кончину. Владыка Макарий (Невский), почитаемый ныне в святительском чине, миссионер и «апостол Алтая» подвергся репрессиям как со стороны Временного правительства, так и большевиков, но не отступил от своих убеждений. Протопресвитер Александр Дернов, так же был гоним советской властью. Резко выступал против обновленцев. Владыка Арсений (Стадницкий), архиепископ Новгородский, возведенный в сан митрополита 29 ноября 1917 г. неоднократно арестовывался, а скончался в Ташкенте, являясь духовником святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) в 1918 году был повешен богоборцами на даче под Севастополем. Владыка Михаил (Ермаков), архиепископ Гродненский, затем митрополит Киевский, в годы советской власти был репрессирован и сослан в Туркестан. Выступал против церковных расколов.
Пути будущих патриархов Тихона (Белавина) и Сергия (Страгородского) достаточно хорошо известны, и они тоже не вписываются в данную гипотезу.
Вторая гипотеза предполагает, что церковная организация решилась воспользоваться моментом в противостоянии «царство – священство», чтобы занять место независимое от власти. Основания для подобного предположения имеются. В XVIII веке царская власть многажды покушалась на имущество монастырей и храмов, а строптивых православных иерархов ждала незавидная участь: и не только снятие сана, но и тюрьма, и ссылка. Дело митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) свидетельствует об этом чрезвычайно ярко. Противник секуляризации и честный архипастырь навел на себя гнев императрицы Екатерины Второй. По надуманному предлогу был лишен сана, а позже, находясь уже в заключении, по доносу, вообще расстрижен. И с 1771 г. по 1772 г. провел время в полном одиночестве, в камере размером 2 на 3 метра, дверной проем был заложен и оставлено лишь окно для передачи еды. Приговор, составленный под взглядом Екатерины II, звучал издевательски: «Лишить его, Арсения, монашеского чина… расстричь и одеть в мужичье платье, по расстрижении же переименовать его Андреем Вралем и послать к вечному и неисходному содержанию в Ревель, где и велеть его, Враля, содержать в тамошней крепости в одном каземате, под крепким караулом, не допуская к нему ни под каким видом… никого, и … так его содержать, чтоб и караульные не только о состоянии его, но ниже и о сем его гнусном имени не знали. Для содержания же его в караул определить тамошняго гарнизона из состоящих иноземцев. Комендант должен неослабно смотреть, чтоб оный Враль содержан был неослабно, для того что уже из дела довольно видно, что оный Враль наполнен, сверх его злости, еще и ложной святостию».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. причислил к лику святых священномученика Арсения (Мацеевича).
Однако, государь Николай Александрович являлся верным сыном Церкви и никогда не позволял себе того, что сотворила Екатерина Вторая. Благодаря усилиям царя-страстотерпца и состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1917—1918 гг. Процесс подготовки его созыва был запущен Высочайшим повелением от 28 февраля 1912 года.
Третья гипотеза не пользуется популярностью. Но вот как раз она то, на мой взгляд, лучше объясняет случившееся и снимает противоречия, вызываемые двумя другими.
Синод оказался охвачен тем, что неизбежно сопровождает революции, то есть психической эпидемией (по В. М. Бехтереву и А. Л. Чижевскому), когда люди совершают поступки вопреки их совести и здравому рассудку. Психическая индукции влияет вне зависимости от возраста и житейского общества. И, соответственно, послание в поддержку Временного правительства 9 (22) марта 1917 года появилось под ее влиянием. Вполне вероятно, что если бы не был арестован революционерами митрополит Петроградский Питирим (Окнов), близкий к царской семье, то и решения Синода имели бы иное наполнение.
О революционной психической эпидемии свидетельствует множество документов. Например, телеграмма епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) Временному правительству: «Христос воскресе! Искренно рад перемене правительства, ответственному министерству. Долго терпели. Перемена вынуждена самым тяжелым положением дорогого Отечества, которому грозила гибель. Иначе поступить было невозможно. Дай Бог вам успеха, внутреннего спокойствия и сил нашей стране. Да благословит вас Господь». Стоит обратить внимание, что Пасхальный возглас «Христос воскресе!» епископ использует в дни Великого поста. В дальнейшем Никон отказался от сана и стал жить светской жизнью. Перешел на сторону украинских сепаратистов. Умер в 1919 году в Одессе.
В 1922 году митрополит Антоний (Храповицкий) писал: «Церковь не может стать на точку зрения «завоевания революции»; не может одобрить низвержение законного Царя миропомазанного; она должна осудить февральскую революцию 1917 года, а если мы в чем-либо поддались политическому принципу в ущерб церковному, то разве в том, что не высказали от имени Церкви самого резкого осуждения революции господской февраль¬ской, которая была революцией столько же антимонархической, сколько антирелигиозной. Правда, этот наш промах был не человекоугодием, а просто последствием забывчивости». Слово «забывчивость» обыкновенно понимают как некую неудачную попытку митрополита оправдаться. Мне кажется, что владыка Антоний не увиливает от ответа. Он точно передает свое состояние и состояние окружающих его людей при воздействии психической эпидемии.
Как бы то ни было, но послание Синода, как документ из эпохи Февральской революции является свидетелем полной потери российским обществом ориентации в системе «свой – чужой».
А. Гончаров.
[img]https://sun1-27.userapi.com/pvuIryvToOWqaKGbMaSf2nLhs3ddlwvRzJUWtw/iUI9HT2YUwY.jpg[/img]