Вопрос поставлен не вполне корректно, так как делает акцент на "магических" свойствах самой субстанции, игнорируя символическое значение и пресного и квасного хлеба.
Спор об опресноках был основным между католиками и православными и именно по вопросу об опресноках прежде всего произошло разделение в 1054 году (спор о filioque тоже был существенным, но я бы его поставил на второе место по "остроте").
По теме Filioque не написано столько, сколько по спору об опресноках.
Тут ведь важно, что именно и то и другое символизирует.
1. Есть мнение (не подтверждаемое ничем, кроме позиции обвинителей), что опресноки впервые использовал Апполинарий Лаодикийский, явно символизируя опресноками свою триадологию и христологию: что Христос принял тело без-душное и без-умное и вместо человеческого логоса имел имел в себе Логос божественный. Соответственно, хлеб без закваски — "очищенное" тело, приготовленное к принятию Божественного Логоса.
2. Единообразие в использовании квасного хлеба было строго установлено Трулльским Собором (11-е правило), который категорически не был принят Римом как продолжающий линию претензий Константинополя на первенство церковной власти. Соответственно, для Рима принятие квасного хлеба и портретных изображений означало бы принятие "культуры", "стиля", а значит и церковной власти Константинополя и зависимости от такового.
3. Квасной хлеб — символ "преображения" Христа, принятия Христом тела не без-душного и не без-умного, но и одновременно с этим принятие высшей церковной власти Константинополя, организовавшего и Трулльский Собор, и Седьмой Вселенский Собор, и Собор 879. Пути философского синтеза, выходящего за рамки юридической трактовки Библии. В обоснование использования квасного хлеба приводится филологический аргумент про "артос" (строго говоря, не верный, т.к. "артос" в апостольские времена обозначает вообще любой хлеб), а также ссылки на Лк 13:20-21 и Мф 13:33-35: закваска есть символ Царствия Небесного, а Греческая Церковь — присутствующий на земле символ и образ этого Царства.
4. Опресноки — символ церковной власти Рима (на тот момент) и строгой юридической трактовки библейского текста.
5. Реформа церкви Англии, в частности, предполагала отказ от облаток в пользу обычного (т.е. квасного) хлеба, который предполагалось ломать руками. Использование облаток в церкви Англии жестко преследовалось вплоть до середины XIX века, когда для англо-католического движения было сделано послабление. Облатки воспринимались в "евангелическом" направлении Церкви Англии именно как символ высшей церковной власти Рима как "держателя лицензии".
6. По-видимому, пресный хлеб на Западе выражал не только претензии на церковную власть Рима, но и претензии на политическую власть, конкретно, норманнов. По состоянию на IX век на Западе наблюдается многообразие литургических традиций и используется как пресный хлеб, так и квасной, и использование пресного хлеба Фотий не предъявляет Риму в качестве претензии. После проигрыша Римом битвы при Чивитате наблюдается последовательная унификация евхаристической традиции одновременно с единообразием Символа Веры. То есть, для Константинополя опресноки были неприемлемыми еще и как символ политической власти Западных монархий. Гумберт Сильва-Кандидский по вопросу об опресноках приехал _специально ссориться_, чтобы Лев IX деятельно показал, что не состоит в союзнических отношениях с Константинополем (который до битвы при Чивитате был политическим и военным союзником Льва IX в его войнах против норманнов). Т.е., евхаристический хлеб, Символ Веры, иконографическая традиция и прочий набор характеристических признаков имел и политическое выражение вассальной зависимости, церковной субординации и союзнических отношений — "социальный маркер" ("с кем ты").
7. В лютеранской церкви продолжилась традиция использования пресных облаток и остро спор о хлебе в лютеранской традиции не стоял. У лютеран не было антиправославных полемических сочинений о хлебе. Лютеранство воспринимало себя как, собственно, "подлинный католицизм", очищенный от "папистских новшеств" вроде претензий на высшую власть, к каковым новшествам Лютер не относил использование пресного хлеба. Использование облаток в лютеранстве логично в связи с принятой в лютеранстве доктриной "совместного пресуществления" ("кон-субстанциации", но не "транс-субстанциации"), но такая взаимосвязь является лишь косвенной и строгой зависимости здесь нет.
8. В ряде более поздних протестантских общин используются треугольные пресные облатки (как символ Троицы) или вообще маца. Обоснование при этом ограничивается только принципом sola scriptura и ссылкой на Исх 13:3-16 ,12:1-28, 23:14-19, 34:17-28, Лев 2:11-16 , 6:14-23, Втор 16:1-8, Ам 4:4-13, 1 Кор 5:6-8, Гал 5:1-12, Мф 16:5-12, Лк 12:1-12, Мк 8:11-21 . Символическое значение: христиане — "новый Израиль", строгое буквальное прочтение Библии имеет приоритет перед Преданием и философией, философский синтез "сверх написанного" не может допускаться и является той самой "закваской", которая "портит" всё тесто. Дополнительный , христологический, сотериологический и эсхатологический символизм в используемый хлеб не вкладывается.
9. Свт. Иннокентий (Вениаминов) в молитве "Отче наш" для алеутов заменил "хлеб" на "рыбу", так как алеуты не знали, что такое хлеб. Протестантские миссионеры Канады, не всегда имея возможности печь традиционный хлеб, использовали хлеб из рыбной муки. Т.е., теоретически, символизм можно "отодвинуть" в зависимости от конкретных климатических условий.
10. У нас принят пресный хлеб, но если вдруг будет использоваться квасной, акта "абоминации" не произойдет.
11. Хлеб Евхаристии, наравне с другими характеристическими особенностями, имеет идентификационное значение и является "паспортом" традиции / общины / церкви. К нашему времени используемый хлеб Евхаристии приобрел важнейшее "идентификационное" значение, выполняющее функцию распознавания "свой-чужой", "мы-они", "наше-их", "внутреннее-внешнее", "сакральное-профанное" и т.д.
Спор об опресноках ⇐ Разное
Обо всём на свете
1585513244
Гость
Вопрос поставлен не вполне корректно, так как делает акцент на "магических" свойствах самой субстанции, игнорируя символическое значение и пресного и квасного хлеба.
Спор об опресноках был основным между католиками и православными и именно по вопросу об опресноках прежде всего произошло разделение в 1054 году (спор о filioque тоже был существенным, но я бы его поставил на второе место по "остроте").
По теме Filioque не написано столько, сколько по спору об опресноках.
Тут ведь важно, что именно и то и другое символизирует.
1. Есть мнение (не подтверждаемое ничем, кроме позиции обвинителей), что опресноки впервые использовал Апполинарий Лаодикийский, явно символизируя опресноками свою триадологию и христологию: что Христос принял тело без-душное и без-умное и вместо человеческого логоса имел имел в себе Логос божественный. Соответственно, хлеб без закваски — "очищенное" тело, приготовленное к принятию Божественного Логоса.
2. Единообразие в использовании квасного хлеба было строго установлено Трулльским Собором (11-е правило), который категорически не был принят Римом как продолжающий линию претензий Константинополя на первенство церковной власти. Соответственно, для Рима принятие квасного хлеба и портретных изображений означало бы принятие "культуры", "стиля", а значит и церковной власти Константинополя и зависимости от такового.
3. Квасной хлеб — символ "преображения" Христа, принятия Христом тела не без-душного и не без-умного, но и одновременно с этим принятие высшей церковной власти Константинополя, организовавшего и Трулльский Собор, и Седьмой Вселенский Собор, и Собор 879. Пути философского синтеза, выходящего за рамки юридической трактовки Библии. В обоснование использования квасного хлеба приводится филологический аргумент про "артос" (строго говоря, не верный, т.к. "артос" в апостольские времена обозначает вообще любой хлеб), а также ссылки на Лк 13:20-21 и Мф 13:33-35: закваска есть символ Царствия Небесного, а Греческая Церковь — присутствующий на земле символ и образ этого Царства.
4. Опресноки — символ церковной власти Рима (на тот момент) и строгой юридической трактовки библейского текста.
5. Реформа церкви Англии, в частности, предполагала отказ от облаток в пользу обычного (т.е. квасного) хлеба, который предполагалось ломать руками. Использование облаток в церкви Англии жестко преследовалось вплоть до середины XIX века, когда для англо-католического движения было сделано послабление. Облатки воспринимались в "евангелическом" направлении Церкви Англии именно как символ высшей церковной власти Рима как "держателя лицензии".
6. По-видимому, пресный хлеб на Западе выражал не только претензии на церковную власть Рима, но и претензии на политическую власть, конкретно, норманнов. По состоянию на IX век на Западе наблюдается многообразие литургических традиций и используется как пресный хлеб, так и квасной, и использование пресного хлеба Фотий не предъявляет Риму в качестве претензии. После проигрыша Римом битвы при Чивитате наблюдается последовательная унификация евхаристической традиции одновременно с единообразием Символа Веры. То есть, для Константинополя опресноки были неприемлемыми еще и как символ политической власти Западных монархий. Гумберт Сильва-Кандидский по вопросу об опресноках приехал _специально ссориться_, чтобы Лев IX деятельно показал, что не состоит в союзнических отношениях с Константинополем (который до битвы при Чивитате был политическим и военным союзником Льва IX в его войнах против норманнов). Т.е., евхаристический хлеб, Символ Веры, иконографическая традиция и прочий набор характеристических признаков имел и политическое выражение вассальной зависимости, церковной субординации и союзнических отношений — "социальный маркер" ("с кем ты").
7. В лютеранской церкви продолжилась традиция использования пресных облаток и остро спор о хлебе в лютеранской традиции не стоял. У лютеран не было антиправославных полемических сочинений о хлебе. Лютеранство воспринимало себя как, собственно, "подлинный католицизм", очищенный от "папистских новшеств" вроде претензий на высшую власть, к каковым новшествам Лютер не относил использование пресного хлеба. Использование облаток в лютеранстве логично в связи с принятой в лютеранстве доктриной "совместного пресуществления" ("кон-субстанциации", но не "транс-субстанциации"), но такая взаимосвязь является лишь косвенной и строгой зависимости здесь нет.
8. В ряде более поздних протестантских общин используются треугольные пресные облатки (как символ Троицы) или вообще маца. Обоснование при этом ограничивается только принципом sola scriptura и ссылкой на Исх 13:3-16 ,12:1-28, 23:14-19, 34:17-28, Лев 2:11-16 , 6:14-23, Втор 16:1-8, Ам 4:4-13, 1 Кор 5:6-8, Гал 5:1-12, Мф 16:5-12, Лк 12:1-12, Мк 8:11-21 . Символическое значение: христиане — "новый Израиль", строгое буквальное прочтение Библии имеет приоритет перед Преданием и философией, философский синтез "сверх написанного" не может допускаться и является той самой "закваской", которая "портит" всё тесто. Дополнительный , христологический, сотериологический и эсхатологический символизм в используемый хлеб не вкладывается.
9. Свт. Иннокентий (Вениаминов) в молитве "Отче наш" для алеутов заменил "хлеб" на "рыбу", так как алеуты не знали, что такое хлеб. Протестантские миссионеры Канады, не всегда имея возможности печь традиционный хлеб, использовали хлеб из рыбной муки. Т.е., теоретически, символизм можно "отодвинуть" в зависимости от конкретных климатических условий.
10. У нас принят пресный хлеб, но если вдруг будет использоваться квасной, акта "абоминации" не произойдет.
11. Хлеб Евхаристии, наравне с другими характеристическими особенностями, имеет идентификационное значение и является "паспортом" традиции / общины / церкви. К нашему времени используемый хлеб Евхаристии приобрел важнейшее "идентификационное" значение, выполняющее функцию распознавания "свой-чужой", "мы-они", "наше-их", "внутреннее-внешнее", "сакральное-профанное" и т.д.