13 ноября 1917 года стало поистине рубежом в истории Русской Церкви. В Царском Селе разъяренные защитники революции зверски расправились с местным священником — отцом Иоанном Кочуровым.
Его смерть «открыла» скорбный список новомучеников и исповедников российских ХХ века. Жизненный путь отца Иоанна — это прообраз судьбы многих новомучеников Русской Церкви. Сбор сведений о его жизни, который продолжался несколько десятилетий, убедил автора, что этот священник не был просто страдальцем, ставшим жертвой политической смуты и злобы революционной черни, — весь его жизненный путь предопределил именно такую судьбу Церкви в условиях коммунистического лихолетья.
Отец Иоанн Кочуров родился в многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Священник Александр Кочуров с момента своего рукоположения почти всю жизнь прослужил в Богоявленской церкви села Бигильдино-Сурки Рязанской епархии и все эти годы успешно совмещал свое приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища. То есть отец Иоанн происходил из среды потомственного провинциального русского духовенства, судьба которого всегда была непростой в России. С одной стороны, социальная приниженность. Поместное сельское дворянство не принимало в свою среду сельских священников, отторгала их также и земская интеллигенция. А с другой — это было первое в полной мере систематически образованное сословие России.
Формальное образование нашего духовенства было куда совершеннее, чем, к примеру, формальное образование провинциальных дворян рубежа XVIII–XIX веков. И не удивительно, что будущий отец Иоанн, пройдя традиционный путь Данковского духовного училища, которое он заканчивает в 1891 году, успешно учится в Рязанской духовной семинарии и после ее окончания, блестяще выдержав вступительные испытания в Санкт-Петербургскую духовную академию, становится студентом одного из лучших богословских учебных заведений России того времени. Уже в студенческие годы отец Иоанн хорошо понимал, чему хочет посвятить себя после окончания учебы. Он мечтал не просто о церковноприходском, но о миссионерском служении. И, получив в июне 1895 года диплом Санкт-Петербургской духовной академии, он был по собственному желанию направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию.
Миссия за океаном
Приезд отца Иоанна в протестантскую Америку привел его в соприкосновение с жизнью, во многих отношениях не схожей с привычной для него жизнью православной России. Незадолго до отъезда он вступает в брак с Александрой Чернышевой, дочерью диакона Казанского собора. И этот брак между тем давал ему неплохие шансы оказаться в штате санкт-петербургского духовенства. Он же предпочел трудное миссионерское служение за океаном. Оказавшись в первое время своего пребывания в США в Нью-Йорке, разительно отличавшемся по своему бытовому и духовному укладу от русских городов, и еще не успев освоить английский язык, отец Иоанн благодаря братской поддержке представителей небольшой православной нью-йоркской общины смог без особых психологических и житейских осложнений включиться в жизнь незнакомой ему страны. Следует подчеркнуть, что церковная жизнь обширной по своей территории, но весьма малочисленной по количеству своего духовенства Алеутской и Аляскинской епархии в различных районах страны обладала весьма существенными особенностями. В большинстве районов страны православная церковная жизнь только зарождалась и в значительной степени предполагала со стороны православного духовенства необходимость именно миссионерского служения: надо было создать полноценные православные приходы в среде разноплеменного и многоконфессионального местного населения. Именно в один из таких районов епархии и предстояло отправиться отцу Иоанну, рукоположенному в сан священника 27 августа 1895 года преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским.
Начало приходского служения отца Иоанна оказалось связано с открытым в 1892 году преосвященным епископом Николаем православным храмом Святого Владимира в городе Чикаго и приписанной к нему церковью Трех Святителей города Стритора. Так он оказался на многонациональном по составу своих прихожан чикагско-стриторском приходе. Отец Иоанн окормлял представителей малоимущих слоев эмигрантов православного вероисповедания и при этом не имел возможности опираться на прочную приходскую общину, которая располагала бы сколько-нибудь значительными материальными средствами. А ведь это очень важный момент для Америки: там по существу все зависит от того, каковы финансовые возможности приходской общины. В отличие от Российской империи здесь не приходилось рассчитывать на существенную материальную помощь епархиальных архиереев, не говоря уже о государстве. Только настоятель и община. Они как бы брошены в море свободной религиозной конкуренции. В одной из своих статей в декабре 1898 года отец Иоанн дал выразительную характеристику состава прихожан чикагско-стриторского прихода: «Православный приход Владимирской Чикагской церкви состоит из немногих коренных русских выходцев, из галицких и угорских славян, арабов, болгар и аравитян.
Большинство прихожан — рабочий народ, снискивающий себе пропитание тяжелым трудом по месту жительства на окраинах города. К чикагскому приходу приписана церковь Трех Святителей и приход города Стритора. Стритор и при нем местечко Кенгли находятся в 94 милях от Чикаго и известны своими каменноугольными копями. Православный приход там состоит из работающих на копях словаков, обращенных из униатов». И это еще одна интересная деталь. Очень часто униаты, приезжавшие в Америку из Австро-Венгерской империи, возвращались в Православие без всякого давления и насилия. Оказавшись в условиях свободной в плане конфессиональном страны, они делали свободно свой выбор в пользу Православной Церкви, в которой когда-то пребывали и прежде.
Столь своеобразный состав прихожан чикагско-стриторского прихода требовал от отца Иоанна умелого сочетания в его деятельности пастырско-литургического и миссионерско-просветительского элементов, позволявших не только духовно, но и организационно стабилизировать состав приходской общины. Кроме того, паства постоянно расширялась за счет новообращенных или возвращавшихся в Православие разноплеменных христиан штата Иллинойс. Уже в первые три года своего приходского служения отец Иоанн присоединил к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах чикагско-стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих приходских храмах были открыты детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников. Курс обучения в них предполагал еженедельные субботние занятия в период учебного года и ежедневные занятия во время каникул.
Продолжая в своей деятельности в Северной Америке лучшие традиции русской православной епархии, отец Иоанн организовал в Чикаго и Стриторе Свято-Никольское и Трех-Святительское братства, входившие в состав Православного общества взаимопомощи. Эти братства ставили перед собой цель активизировать социальную и материальную взаимопомощь среди прихожан чикагско-стриторского прихода. И это тоже очень существенный момент. В протестантской Америке необычайно важна социальная активность прихода, и отец Иоанн учитывал эти обстоятельства. И, пребывая на приходе в совершенно свободном положении (напомню, что в Российской империи православные приходы не имели ни права собственности, ни права юридического лица), он вел деятельность, которая в высшей степени соответствовала особенностям окружавшей его общественной среды.
Иоанн Кочуров: миссионер и первомученик ⇐ Разное
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение