История единоверия в ПсковеРазное

Обо всём на свете
Anonymous
 История единоверия в Пскове

Сообщение Anonymous »

В 1800 г. повелением императора Павла I было учреждено т. н. единоверие – старообрядцам, искавшим соединения с Церковью, было позволено иметь священников, служащих по дораскольному чину, однако клятвы, наложенные соборами XVII века на всех крестящихся двоеперстно и пользующихся древними обрядами, отменены не были.

С того, кто соединялся с новообрядцами, епископы снимали эти клятвы. Хотя вплоть до начала ХХ века единоверие не рассматривалось, как явление, должное исцелить раскол в Церкви, и подчинялось строгим правилам, все же оно стало официальной легализацией старых обрядов, так как в отдельных церквах разрешалось богослужение по старым книгам с применением древних обрядов, но с обязательным подчинением епархиальным архиереям Русской Церкви.

В 1844 году старообрядцам г. Пскова, пожелавшим воссоединиться с Церковью на правах единоверия, был передан для совершения служб храм свт. Николы, находившийся тогда на Губернаторской улице (ныне ул. Некрасова).

Псковские старообрядцы во главе с наставником (впоследствии иеромонахом Михаилом) отремонтировали храм, и 18 мая 1844 г. храм был освящен в честь Пресвятой Троицы, придел же был освящен в честь свт. Николы Чудотворца.

Службы совершались на антиминсе, освященном в 1652 г. при патриархе Иосифе. В храме было множество древних икон, таких, как, например, образ св. Иоанна Предтечи с предстоящими прп. Иоанном Лествичником и св. Федором Стратилатом, XVI века.

Единоверческий приход Свято-Троицкого храма вел довольно широкую миссионерско-просветительскую деятельность. Упоминая о ней, нельзя не отметить огромную роль, которую оказал в этом деле священник Константин Голубов (1842-1889).

Он родился в Витебской губернии, в старообрядческой семье, которая, спасаясь от гонений властей, обосновалась в Восточной Пруссии, где он стал учеником Павла Леднева (Прусского) – старообрядческого инока, возглавлявшего монастырь старообрядцев федосеевского согласия.

С 1863 г. Константин, по поручению своего учителя, стал издавать газету «Истина», позднее преобразованную в журнал. После того, как о. Павел перешел в единоверие, Константин последовал за ним и 23 июня 1867 в Москве был принят в единоверие.

28 марта 1868 г. Голубов с семьей поселился в Пскове, где в первую очередь возобновил выпуск своего издания. Задачей журнала, по словам издателя, было «раскрывать историю раскола и обличать его в духе кротости». Материалы в большей части выпусков журнала были сгруппированы в 4 разделах: «Статьи общие, обличающие раскол», «Статьи, обличающие безверие», «Статьи, обличающие беспоповщину», «Статьи, обличающие поповщину».

В издании освещался широкий круг вопросов жизни старообрядцев разных согласий, публиковались полемические беседы, старообрядческие сочинения, сведения о расколе.

29 марта 1870 года в Псковском кафедральном соборе он был рукоположен еп. Павлом (Доброхотовым) в священника для единоверческой церкви. Вскоре о. Константин был назначен епархиальным миссионером и благочинным единоверческих церквей епархии.

В 1873 г. священником К. Е. Голубовым при церкви заведено училище для детей единоверческого духовенства Псковской епархии и прихожан. Помимо своего главного издания он издавал светскую «Псковскую газету» («литературно-археологическое и промышленно-культурное издание»), издателем и редактором которой официально значилась его старшая дочь Е. Голубова; с начала 1886 по 29 апреля 1887 г. вышло 133 номера газеты.

Павлом Прусским и о. Константином Голубовым - старообрядцами, присоединившимися к единоверию, интересовался Ф. М. Достоевский, который считал их, обретших после духовных блужданий родную «почву» и веру, истинными «новыми людьми» в противоположность носившим это наименование деятелям из революционно-демократической среды.

Имена Павла Прусского и его ученика фигурируют в неосуществленном проекте эпопеи Достоевского «Житие великого грешника» (1869), упоминаются в подготовительных материалах к роману «Бесы». О. Константин был похоронен на Мироносицком (единоверческом) кладбище в Пскове.

В XX веке, во время советских гонений на Церковь, храм был закрыт и использовался в качестве склада и производственной базы. Только в 1995 году здание было передано Церкви. Во время гонений в советский период истории Церковь, несмотря на свое тяжелое состояние, смогла сделать первый шаг к преодолению раскола.

В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде Русской Православной Церкви Патриарший Священный Синод под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного Митрополита Нижегородского Сергия 23 апреля 1929 года подтвердил православие богослужебных книг, напечатанных при первых пяти Российских патриархах.

Старые русские обряды были засвидетельствованы как спасительные. Порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты. Клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 гг. отменены, яко не бывшие.

Поместный Собор Русской Православной Церкви, проходивший в 1971 году, утвердил постановление Синода 1929 года, и проклятия на древнерусский чин богослужения были сняты окончательно.

В наши дни, когда открыт более полный доступ к информации, это неизбежно приводит людей к изучению и переосмыслению исторических событий, опыта, культуры и богослужебной традиции Церкви.

Все больший и больший интерес вызывает у людей возвращение к богослужебной традиции и культуре древней Руси: реставрируются древние храмы, возрождается иконопись в традициях канонического письма, проявляется интерес к знаменному пению, вытесненному почти повсеместно партесным пением, и возрождаемому ныне в старообрядных приходах Русской Православной Церкви.

Все больше и больше становится желающих соприкоснуться к тому образу жизни, который был свойственен нашим предкам в то время, когда вся жизнь человека проходила через призму духовной жизни, а Русская Церковь была монолитом, который вдохновлял людей на молитву и труд, который помог Руси пережить татарское иго, экспансию католичества с Запада и Смуту XVII в.
Изображение
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:chelo: :) :( :oops: :roll: :wink: :muza: :clever: :sorry: :angel: :read: *x)
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • ОДНА ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
    Гость » » в форуме Разное
    0 Ответы
    235 Просмотры
    Последнее сообщение Гость
  • Настоящая история схиигумена Сергия
    Anonymous » » в форуме Разное
    1 Ответы
    265 Просмотры
    Последнее сообщение Гость
  • Конец западного заблуждения 1990-2020: история начинается снова
    Anonymous » » в форуме Разное
    0 Ответы
    234 Просмотры
    Последнее сообщение Anonymous